Пиво Guinness является гордостью Ирландии. Рожденное примерно три столетия назад оно запало в сердца местных жителей, став чем-то большим, нежели обычное пиво. Не просто так ирландцы никогда не называют Guinness пивом. Этот напиток просто величают согласно его названию.
История бренда Guinness – это еще и история одной из самых известных книг. Да, знаменитая «Книга рекордов Гиннесса» имеет самое прямое отношение к пивному бренду. Хотя и была создана, когда влияние династии Гиннессов на свое детище было минимальным. А началась история компании в далеком 18 веке.
В маленькой ирландской деревушке Селбридж жил Артур Прайс. Он был архиепископом и не хотел погружаться в мирскую суету. Для этого он нанял в услужение местного жителя Ричарда Гиннесса, который успешно совмещал обязанности посыльного и управляющего. Вести хозяйство ему помогал сын Артур. Так началась история одной из самых знаменитых в мире пивоваренных компаний, основателем которой стал Артур Гиннесс.
Юный Артур ходил в школу, а в свободное время вместе с отцом в подвале дома архиепископа варил эль. Однажды он пришел на работу, как обычно, и узнал, что хозяин скончался. Это случилось в 1752 году. Щедрый мистер Прайс оставил в наследство им с отцом по 100 фунтов.
На эти деньги Артур смог позволить себе в 1756 году арендовать небольшую пивоварню в Лейкслипе, где вместе с младшим братом Ричардом он начал варить эль на продажу. Через три года 34-летний Артур передал дела брату, а сам перебрался в Дублин. Там он подыскал давно не работавшую пивоварню на юго-западе города. Аренда стоила 45 фунтов в год, а снять ее можно было на почти бесконечный срок — 9000 лет. Конечно, такие выгодные условия не могли не привлечь Артура, и он подписал контракт.
В 1799 году Артур Гиннесс принял судьбоносное решение: он прекратил производство эля и начал варить темное пиво с кремовой пеной, ставшее впоследствии фирменным продуктом компании. В 1803 году в возрасте 78 лет Артур Гиннесс скончался. О его жизни сохранилось немного информации, зато свидетельств финансового успеха предостаточно. Известно, что в наследство жене и детям Артур оставил 25 тыс. фунтов (примерно 865 тыс. фунтов на нынешние деньги). Из десяти его выживших детей (а всего у Артура их было 21) трое — Артур II, Бенджамин и Уильям Ланнел — продолжили дело отца и стали первыми представителями могущественной династии Гиннессов, или «гиннастии», как ее иногда называют.
После смерти отца его дело продолжили трое из сыновей – Артур II, Бенджамин и Уильям. Компанию, естественно, возглавил Артур, так как он еще с детских лет помогал отцу в построении его мечты, а потому знал всю ее подноготную. В то время Артуру было 35 лет, а продажи компании составляли примерно 809 тысяч галлонов пива в год. Впечатляюще, но это было только начало. По всем показателям Артур II превзошел своего отца. Статистика гласит, что во время правления сына Гиннесса ежегодно продажи компании росли не менее чем на 10%. Конечно, определенные проблемы начались, когда Наполеон развязал войну в Европе. Все это привело к экономическому кризису и некоторому спаду продаж, но серьезной проблемой для компании Guinness все-таки не стало.
Артур возглавлял компанию почти полвека, и сумел довести ее ежегодные продажи до 4 миллионов галлонов пива в год. При этом нельзя сказать, что Гиннесс был занят только своей компанией. Это не так. Известно, что он был кроме всего прочего управляющим банка Ирландии, членом общества фермеров страны, а также президентом торговой палаты Дублина. Многогранная личность, которая сумела добиться успеха в совершенно разных областях деловой жизни. Состояние Артура на момент кончины превышало 9 миллионов фунтов по курсу на сегодня.
На место Артура Второго пришел Бенджамин Ли. Компанию он возглавлял в течение 13 лет. За это время он умудрился не только серьезно повысить продажи Guinness, но и стать мэром Дублина. В 1967 году его заслуги были оценены правительством, которое пожаловало Гиннессу титул баронета. Когда первый баронет среди Гиннессов скончался, его состояние оценивалось в 65 миллионов фунтов по сегодняшним меркам. Династия продолжала богатеть и продвигаться вверх по социальной лестнице.
За Бенджамином Ли компанию возглавил еще один представитель знаменитого рода – Эдвард Сесил. Он тоже не ударил в грязь лицом, так как получил титул лорда Иво, а умирая, занимал второе место в списке самых богатых англичан. Пожалуй, самым главным событием для компании за время правления Эдварда Сесила стало то, что она, наконец, стала публичной. Конечно, контрольный пакет акций остался в руках семьи.
Потомок Эдварда Сесила запомнился тем, что при нем компания начинает активно рекламировать свое пиво. Времена менялись. Теперь, для того чтобы сохранить высокие продажи нужно было давать о себе знать потребителям. Есть и вторая точка зрения, согласно которой Guinness начала активно давать рекламу в то время, когда наступил серьезный кризис в британской экономике, повлекший за собой снижение потребления.
Как бы то ни было, но Руперт был, пожалуй, последним представителем династии Гиннесс, который серьезно занимался компанией, играя в ней действительно существенную роль.
После окончания Второй мировой войны компанию Guinness уже возглавляли только менеджеры привлеченные со стороны. Представители династии отошли от непосредственного управления компанией. К счастью, это никак не сказалось на качестве.
В 67 году председателем правления все еще являлся один из представителей семьи по имени Бенджамин, но у него было достаточно слабое здоровье, а потому он полностью ушел из компании в 1986 году, отдав все бразды правления Эрнесту Сондерсу. Без Гиннессов у компании дела шли далеко не всегда безоблачно. Проблемы были. Но Guinness умело выходила из них, так как по-прежнему продолжала выпускать один из самых качественных пивоваренных напитков Старого Света.
Свое первое рекламное объявление Guinness разместила в газете Daily Chronicle в 1929 году. Оно гласило: «Качеству и только качеству Guinness обязана тем, что сумела стать крупнейшей пивоваренной компанией в мире». Чуть позже родился знаменитый слоган: «Guinness is Good For You» («Гиннесс» — это хорошо для вас»). На первый непрофессиональный взгляд кажется, что это слишком просто, однако, сознанием потребителя легко схватывается.
Первым рекламным «лицом» компании стал пеликан, пытающийся удержать на своем клюве семь кружек пива. За ним последовал страус с застрявшим в горле стаканом Guinness. Эта реклама вызвала поток писем от любителей пива, недоумевавших, как стакан мог попасть страусу в горло. Художник Джон Гилрой объяснил, что страус пытался подражать морскому льву из цирка, жонглируя стаканом на кончике клюва, а затем подбросил его в воздух и проглотил, чтобы бесценный продукт не пропал зря. Мораль проста: даже страус, который не умеет правильно пить пиво, прекрасно понимает, что Guinness — это хорошо.
В 1935 году на свет появился тукан, который стал, возможно, самой известной из птиц, когда-либо рекламировавших Guinness. Еще один знаменитый плакат от Джона Гилроя изображал человека, несущего, судя по всему, очень тяжелую скамейку. Рекламный слоган на этот раз звучал: «Guinness — for strength» («Гиннесс» — для сильных«). Сын художника, инженер по профессии, указал отцу, что человек неправильно несет скамью, и что в жизни он не смог бы удержать ее в таком положении. Гилрой прислушался к совету и переделал плакат. Плакат приобрел такую популярность, что завсегдатаи баров стали просить вместе с пивом принести им такую же лавку, чтобы они тоже могли попробовать свои силы.
Затем компания Guinness стала последовательно размещать рекламные объявления в ведущих британских еженедельных и ежемесячных журналах, аудитория которых была более утонченной. Для ее привлечения требовался более оригинальный подход. И Guinness стала использовать пародии на известные стихи. Среди авторов, подвергшихся переделке, были Эдвард Лир, Джеффри Чосер, Генри Лонгфелло, Уильям Вордсворт и Джон Китс. Особенный успех имела пародия на стихи Льюиса Кэрролла. Доподлинно известно, что после ее публикации объем продаж «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье» резко вырос.
Также Guinness начала размещать рекламу в университетских изданиях. Чтобы привлечь внимание образованной аудитории, рекламисты компании сочинили стихи на латыни. Эта затея также оказалась удачной, причем настолько, что некоторые стихи вместе с сопровождавшими их рисунками перепечатала газета The Times. Это едва ли не единственный случай, когда какой-либо продукт рекламировался в английском издании на латинском языке.
Книга рекордов
Пришло время поговорить и о знаменитой книге рекордов, которую сегодня знают все от мала до велика. Легенда гласит, что идея ее создания пришла к управляющему директору компании сэру Хью Биверу, когда он однажды заглянул в бар. Во время беседы с друзьями он рассказывал о том, как недавно побывал на охоте, на которой не смог подстрелить золотистую ржанку. Один из собеседников Бивера заметил, что эта птица является самой быстрой в мире, и попасть в нее Хью просто не мог. Ему возразил другой, который уверял, что ржанка далеко не самая быстрая птица.
Тут-то Бивера и осенило, что по всему земному шару во время таких вот небольших посиделок за кружкой пива разворачиваются настоящие споры о «самых самых». Он решил, что стоит создать книгу, где будут содержаться подтвержденные официально рекорды во всевозможных областях.
Вскоре Хью Бивер уже беседовал с представителями одного крупного информационного агентства, базирующегося в Лондоне. В ходе беседы Бивер и его новые компаньоны пришли к выводу, что выпуск такой книги может стать очень правильным ходом, который принесет им неплохой доход.
Так и появилась Книга рекордов Гиннесса, которая достаточно быстро стала самой продаваемой книгой в мире после Библии.
Guinness сегодня
Сегодня компания Guinness является одним из крупнейших европейских пивных брендов. В Ирландии и вовсе Guinness – это отдельный напиток, который уважают все жители этой страны. Не так давно представители компании заявили о том, что намерены восстановить первую пивоварню Guinness, которая была арендован основателем компании на 9 тысяч лет. Сейчас этот завод недалеко от ворот Святого Джеймса находится не в самом лучшем состоянии. Кроме того, компания приобрела и самую первую пивоварню Артура Гиннесса, которая располагается в местечке Лейкслип. Что же, вероятно, такое возвращение к корням пойдет бренду только на пользу.
Источник: http://subscribe.ru/catalog/history.suchistory
|