Королям рубили головы, а эта женщина дарила им вечную жизнь. Родившись и проведя детство в Страсбурге - городе с немецкой культурой, начав свою карьеру во Франции, добившись настоящего успеха в Великобритании, она вошла в историю мировой культуры. Ее жизнь полна таких грандиозных событий и удивительных встреч, что их хватило бы для создания не одного приключенческого исторического романа.
Ученица доктора Кортюса
Кто более знаменит: Майкл Джексон или Альберт Эйнштейн? Мэрилин Монро или Юрий Гагарин? Есть надежный способ определить индекс популярности - посмотреть, стоит ли скульптура этого человека в Большом зале лондонского Музея восковых фигур мадам Тюссо...
Мари Гросхольц, как именовали в девичестве будущую основательницу прославленного музея, появилась на свет в 1761 году! Ее отец, потомственный палач, погиб на войне. Вскоре девочка вместе с матерью, получившей место экономки у доктора Филиппа Кортюса, переехала в Париж. Помимо врачебной практики доктор занимался созданием восковых фигур известных людей. Миниатюрные восковые фигурки Кортюса пользовались большой популярностью. Получаемая прибыль позволяла ему арендовать галерею в престижном районе Парижа.
Кортюс очень привязался к маленькой Мари, которая со временем стала его ассистенткой. Именно он первым вложил воск в ее умелые, оказавшиеся еще более талантливыми, чем у учителя, руки.
В 17 лет Мари уже лепила с натуры портреты великого французского вольнодумца Вольтера и не менее великого американца Бенджамина Франклина. Именно ей Кортюс доверил снять посмертную маску с Жан-Жака Руссо. Ее работы были замечены французским королем Людовиком XVI и его супругой Марией-Антуанеттой. Юную Мари Гросхольц пригласили в Версаль, где она в течение девяти лет обучала художественному мастерству сестру короля мадам Элизабет. Жизнь казалась безмятежной...
Наперегонки с гильотиной
Все изменилось 14 июля 1789 года. Грянула Великая революция. Монархия пала, а Мари была зачислена в списки пособников короля и сменила версальские покои на тюремную камеру. Волею судьбы Мари оказалась в одной камере с Жозефиной Богарне, будущей женой Наполеона Бонапарта. Вскоре головы обеих женщин были острижены, а на площади их ждала гильотина. Но через некоторое время их неожиданно освободили. Теперь Мари вынуждена была изваять посмертные маски тех, с кем девять лет бок о бок жила при дворе - в том числе обезглавленных Людовика и Марии-Антуанетты.
По иронии судьбы, Мари довелось создавать скульптурные портреты не только жертв, но и их палачей. Маска Робеспьера стала одной из выдающихся ее работ. В мастерской Мари кипела работа - нужно было поспеть за гильотиной.
Однажды за девушкой пришли представители власти и, потребовав взять все необходимое для работы, проводили в какой-то загородный дом. В комнате на втором этаже в металлической ванне остывало тело Марата, заколотого сторонницей короля Шарлоттой Корде. Революционные гвардейцы еще не успели увести преступницу, и Мари впилась взглядом в лицо Шарлотты, стараясь запомнить ее черты. Вернувшись домой, Мари решила создавать теперь не только восковые фигуры, но и целые сцены с их участием. Так появилась первая композиция - Марат и Шарлотта.
Мадам Тюссо
В 1794 году после смерти Кортюса Мари наследовала его дело. К тому времени ее имя было уже известно всему Парижу. Бывшая соседка по тюремной камере, а ныне императрица Жозефина пригласила Мари во дворец Тюильри, чтобы сделать скульптурное изображение головы Наполеона.
Вскоре Мари вышла замуж за французского инженера Франсуа Тюссо, которому родила троих детей: дочь, умершую в раннем детстве, и сыновей - Жозефа и Франсуа. Однако супружеская жизнь мадам Тюссо не сложилась, и она в 1802 году со старшим сыном уехала в Англию. Ни Франции, ни своего супруга она больше никогда не видела.
Ее выставки пользовались неизменным успехом. Но в 1804 году случилась беда. Судно, на котором перевозились восковые фигуры, потерпело крушение. Однако в течение нескольких месяцев она сумела восстановить коллекцию.
Галерею мадам Тюссо пополняли все новые персонажи. Она с успехом гастролировала со своей выставкой по Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльсу. Каждый новый сезон открывается новыми фигурами: Вальтер Скотт, Картуш, лорд Байрон, сэр Нельсон, Шекспир... Людям той эпохи, когда о фотографиях еще не было и речи, предоставлялась возможность увидеть историю!
Мари-художницу особенно интересуют злодеи, совершившие громкие преступления: их лица кажутся ей особенно выразительными. Эдинбургский палач Джон Вильяме разрешает мадам доступ в тюрьму, и Мари снимает маски с преступников накануне казни, а иногда и после нее.
С самого начала для своей экспозиции мадам Тюссо арендовала лучшие выставочные залы. Она не жалела средств на хорошее освещение и роскошные наряды для восковых фигур.
Музей восковых фигур
Сыновья помогали ей: Жозеф стал костюмером, а Франсуа управлял финансами. Постепенно мадам Тюссо решает создать стационарную выставку и строит на Бэйкер-стрит специальное здание. Однажды галерею мадам Тюссо посетил американский магнат шоу-бизнеса Тейлор Барнум. Его поразила огромная очередь перед входом в музей. Он решил купить выставку, но неожиданно получил отказ. Предприниматель, для которого все измерялось деньгами, не понимал того, что пыталась ему объяснить Мари: она не могла продать дружбу Кортюса, свой выстраданный многолетний опыт и, наконец, будущее своих детей.
Мадам Тюссо прожила долгую жизнь. Она умерла в возрасте 90 лет. Дело, начатое ею, превратилось в огромную империю развлечений. Род Тюссо процветает, правнуки продолжают дело своей великой прабабушки, открыв музеи под именем мадам Тюссо в Амстердаме, Гонконге, Лас-Вегасе и Нью-Йорке. Не говоря уже о копиях, появившихся в Париже, Санкт-Петербурге и других городах мира.
А сама мадам Тюссо навсегда останется Женщиной, которая своими руками лепила историю.
Евгений Аркадьев,
Источник: Журнал "Тайны ХХ века" № 24 2009 г.
Источник: http://ynik.info
|