|
В 1957 г. Коко Шанель стала обладательницей Модного Оскара как самый влиятельный дизайнер ХХ века
|
«В чём вы любите спать?» – этот провокационный вопрос был задан диве всех времён и народов – Мерилин Монро. Её короткий и кокетливый ответ «На мне только две капли «Шанель №5», произвёл фурор.
Можно себе представить, как забурлило от этих слов воображение восхищённой толпы, и без того до предела распалённое чарующим образом роскошной блондинки!
Уют уединённой спальни, шелка простыней, приглушённый свет и божественная женщина, окутанная незримым ароматом изысканных духов... Красиво? Думаю – да!
За эту рекламу Коко Шанель не заплатила ни цента... Взлетевший же уровень продаж был просто ошеломительным. Такого ещё не было за всю историю парфюмерной индустрии. Флаконы «Шанель №5» мгновенно сметались с прилавков.
Впервые духи «Шанель №5» – эталон классики среди ароматов – известная законодательница мод явила миру в мае 1921-го. И конечно же, они сразу стали лидером продаж, как и всё, что выходило из её рук.
|
...Божественная женщина, окутанная незримым ароматом изысканных духов...
|
Да, немало «натворила» Коко Шанель в мире моды – столько, что просто диву даёшься, как один человек, тем более – женщина, могла всё это сделать! Но не просто «сделать», а СОЗДАТЬ. Создать именно своё, ломая все принятые доселе стереотипы!
Где брала она идеи для своих творений?! В череде её непревзойдённых изобретений – будь то модели одежды, модные аксессуары, обувь или духи – много такого, что актуально и по сей день. Основанный ею Дом высокой моды здравствует и процветает, продолжая дело великой кутюрье. В чём же секрет такого успеха?!
Останавливаться на вехах биографии эпохальной Мадемуазель, как её тогда называли – я не буду; ни на её происхождении, ни на легендах, которые она придумывала, чтобы скрыть своё бедное детство и годы, проведённые в приюте, ни на прочих трудностях на пути к успеху… Обо всём этом уже написано.
Хотелось бы поговорить о другом – какими же неисповедимыми путями шла эта обычная (обычная ли?!) провинциалка к своим гениальным находкам; благодаря чему она безошибочно находила свои решения?! Бог или чёрт помогал ей в создании шедевров? Откуда, из какого «эфира» снисходили к ней эти лаконичные, простые образы и формы, ставшие образцами безупречного вкуса?
Её биография напоминает уже далеко не оригинальную историю Золушки. Вот только историю эту творила она сама, без помощи родственницы Феи. А волшебство? Какое-то волшебство тут явно присутствовало. ...Изобретение невиданного доселе аромата было далеко не первым триумфом Габриэль – «Коко» Шанель (19.08.1883-10.01.1971). Её победоносное шествие началось тогда, когда в 1910 году она открыла в Париже знаменитый салон дамских шляп. Она не только продавала шляпки, но и изготавливала их сама.
|
Недавно состоялась мировая премьера нового фильма, посвященного Коко Шанель, главную роль в котором исполнила Одри Тоту
|
Салон пользовался популярностью у известных актрис, что помогло Шанель приобрести хорошую репутацию. И вскоре она становится хозяйкой Дома моделей на фешенебельном курорте Биарриц. Не обошлось тут и без помощи влиятельных, богатых мужчин, с которыми у очаровательной «модистки» были и романы, и серьёзные, продолжительные отношения.
И всё же успех этой талантливой женщины крылся не только в помощи богатых любовников… Скорее – благодаря именно своим талантам она и была ими замечена. Значит, талант? Что ещё? Секрет заключался ещё и в том, что творила она, не обращая внимания на всё, что было придумано в мире моды до неё, не считаясь ни со сложившимися стилями, ни с традициями…
Настоящую революцию в одежде произвели предложенные ею совершенно новые дамские наряды! Простые, элегантные и практичные платья и костюмы, разработанные Коко Шанель, быстро вытеснили надоевшие громоздкие, корсетные туалеты, включающие в себя километры ткани, кружев и тяжёлые турнюры со шлейфами, заметающими пыль…
Женщинам нового, зарождающегося индустриального общества нужен был другой – совершенно новый гардероб, и гениальная Шанель, почувствовав это, помогла дамам избавиться от сковывающих движения, «маскарадных костюмов». Взамен она подарила им возможность обрести естественную красоту и грацию. А гигантские шляпы, похожие на торты, она смело заменила разнообразием маленьких элегантных шляпок…
Вот тогда и поднялась на небосклоне её звезда. В считаные годы Коко Шанель стала богатой и знаменитой, достигнув всего, о чем мечтала. Многие из её моделей стали бессмертными хитами. Это и элегантная куртка-труакар, и знаменитое платье-шемизье (без талии, с шарфом на бедрах и горловиной типа воротника мужской рубашки), и конечно же – знаменитое «маленькое черное платье», без которого уже не мыслит себе «полного боевого комплекта» ни одна модница, и которое американский журнал «Вог» в 1926 году сравнил по популярности и универсальности с автомобилем «Форд».
Что же она делала, эта Шанель, с моделями и фасонами, и по какому такому принципу без страха и сомнений, уверенно преобразовывала прежнюю моду в совершенно новые, авангардные направления – так, что всё вокруг неё перевоплощалось и начинало сиять новыми, яркими, красками?
Не сродни ли её творчество искусству Микеланджело Буанаротти, который первым сформулировал гениальный рецепт совершенства и в ответ на вопрос – «КАК он создаёт свои скульптурные шедевры?», – сказал:
– Скульптура – там, внутри камня; только лишнее надо отсечь, и я просто отсекаю всё лишнее!
Вот и Коко – «просто отсекала всё лишнее», виртуозно воплощая гениальный рецепт в жизнь. Так же безжалостно «отсекла» она и вычурные изгибы и помпезность, принятые тогда в формах флаконов для духов. Вызывающе простой хрустальный параллелепипед с лаконичной белой этикеткой и чёрной надписью Chanel, стал полной противоположностью бытующим гранёным ёмкостям с парфюмами.
|
Вместо моноароматов Шанель предложила первый синтезированный парфюм
|
Но только ли несомненный талант, помноженный на безупречный вкус, присущий француженкам вообще, были её ключами к успеху? Не только! Была ещё твёрдость характера и вера в себя – несмотря ни на что! «Если думать, что кто-то может сделать лучше тебя, то никогда ничего не добьёшься»... Так сказал кто-то из великих, а знала ли Шанель это высказывание? Скорее всего, она знала именно то, что лучше неё никто никогда «это» не сделает. И это был самый главный ключ к успеху!
Иначе – разве нашла бы она в себе силы начать всё сначала, когда вернувшись в 1954 году во Францию после длительного перерыва (ей пришлось покинуть на время свою страну и жить в Швейцарии), она начала работу над новыми коллекциями? А ведь ей был тогда уже 71 год! Как? В таком возрасте? Да что значит возраст для талантливого человека, живущего творчеством и вдохновением? И она работала, и работала, выпуская одну коллекцию за другой.
«Обиженная» публика чопорно замкнулась, не желая больше признавать Шанель, «замеченную» в добрых отношениях с оккупантами во время войны. Но Шанель упорно работала и победила: публика сдалась, не выдержав напора, и спустя три сезона показов «от кутюр» начался новый «шанельный» бум! Журнал «Харперс Базар» так писал об очередном, оглушительном успехе Коко: «женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, безнадежно отстала от моды».
Дамские сумочки, обувь, ювелирные украшения – всё то, что выходило под маркой «Шанель», неизменно имело успех, всегда отличаясь простотой и элегантностью; но это были «дорогие» простота и элегантность, оставшиеся абсолютным эталоном навсегда.
Считается, что в личной жизни Шанель не повезло, раз она никогда была официально замужем и не имела детей. Считается... А разве не счастье – всю жизнь заниматься любимым делом, быть постоянно в творческом процессе, исканиях, видеть счастливое воплощение этих исканий и упиваться успехом, признанием и плодами своего вдохновенного труда?
Источник: http://shkolazhizni.ru
|