Платон... Кто не слышал это имя?
Не одно поколение мыслителей и ученых черпало основы для своих изысканий. Его учение, его философия, теория и взгляды используют практически все школы духовного развития человека, которые возникли в следующие годы и столетия. Даже в христианской философии есть много с учения платоников.
Вселенная, мир, жизнь, душа, государство - все это подчиняется определенным вечным законам и Платон знал это и многие из них раскрывает в своих трудах в виде мифов.
Кокой была жизнь этого мудреца? Как и где он начал свой путь? Что сделал за свою жизнь?
Надеюсь, этот очерк даст ответы на эти вопросы.
Платон родился в Афинах в 428-427 гг. к н.э. Его настоящее имя - Аристокл. Слово Платон означает "широкоплечий", это прозвище философу в юношестве дал учитель борьбы Аристон с Аргоса за его крепкое строение тела.
Отцом Платона был Аристон, потомок царя Кодра, и Периктионы, предком которой был большой законодатель Солон.
Благодаря столь знатному происхождению и умственным и физическим способностям, будущий философ получил довольно приличное образование. Он был близко знаком с философскими теориями того времени.
Аристотель сообщает, что Платон сначала был учеником Кратила, последователя Гераклита., Грамоте он учился у Дионисия. Кроме того он учился борьбе, живописи, составлению дифирамбов, песен и трагедий. Позже, склонность к поэзии проявилась в художественно обработанной форме его диалогов.
В 20 лет Платон познакомился с Сократом и стал его учеником, он оставался с ним до самой смерти своего учителя, все 8 лет. Согласно античной легенде, в ночь перед встречей с Платоном Сократ видел во сне лебедя у себя на груди, который высоко взлетел со звонким пением, и после знакомства с Платоном Сократ будто воскликнул: “Вот мой лебедь!”. В античной мифологии лебедь - птица Аполлона, а Платона сравнивали с Аполлоном как богом гармонии.
Платон с молодых лет готовился к активному участию в политической жизни своего города. Несправедливое осуждение Сократа вызвало у Платона разочарование в политике Афин и послужило поворотным моментом в его жизни.
После смерти Сократа, в возрасте 28 лет, Платон вместе с другими учениками большого философа оставил Афины и переехал в Мегары, где жил один из известных учеников Сократа - Евклид.
Позже мудрец побывал в Египте и в Кирене, хотя в своей автобиографии об этих странствия он загадочно промолчал.
В 40 лет философ посетил Италию, где познакомился с пифагорейцем Архитом.
Платон знакомится с Дионисием Старшим, тираном Сиракуз. Он завязал дружбу с Дионом, племянником тирана.
В скором времени отношения с Дионисием испортились.
В Дионе Платон надеялся найти достойного ученика , который в будущем стал бы правителем-философом. Платон разозлил тирана Сиракуз своими соображениями о тиранической власти, сказал, что не все то хорошо, что полезно лишь тирану, если тот не отличается добропорядочностью. За это Платона было продано в рабство на Егину, из которого его выкупил и освободил Анникерид, философ мегарской школы.
Позднее Платон хотел возвратить эти деньги Анникериду, а когда тот отказался их взять, купил на них сад в предместье Афин, названный в честь местного героя Академа Академией.
В этом саду Платон в 387 г. к н.э. основал свою школу, известную платоновскую Академию, которая существовала в Афинах вплоть до 529 года, пока не была закрытая императором Юстинианом.
Еще дважды он ездил в Сиракузи по требованию Диона, надеясь осуществить свою мечту об идеальном государстве на землях, которые ему обещал выделить Дионисий Младший. И хотя эти попытки едва не стоили Платону жизнь, настойчивость его является примером высокого служения идеала.
В 360 году Платон вернулся в Афины и не разлучался с Академией до смерти.
Покинул этот мир великий философ и ученый в 347 г. к н.э.
Коротко о философии Платона
В принципе, довольно трудно в нескольких словах описать все то интеллектуальное, философское и моральное наследие, которое оставил нам этот Величайший человек. Я приведу только основные моменты, если можно их так назвать.
Философия для Платона - это стремление души к сверхчувствительному миру идей, и это тесно связывает ее с Любовью.
Мудрец утверждал, что не занимаются философией лишь Боги или целиком необразованные люди, которые самоуверенно считают, что знают все. Занимаются же философией лишь те, кто испытывает потребность в знании и желает познать мудрость.
Именно напряжение, от недостатка знания и огромного желания получить это знание, Платон называет Эросом, Любовью, стремлением Красоты, которую он понимал как порядок и гармонию.
Центральный элемент философии Платона - учение об идеях.
Для него идея - определенная божественная сущность.
Идея – вечная, неизменная, она не зависит от условий пространства и времени.
В идеях обобщенная всекосмическая жизнь, они руководят Вселенной. Это архетипы, вечные образцы, за которыми из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей.
Идеи имеют свое собственное существование в особом мире, и вещи существуют лишь постольку, поскольку они отображают ту или другую идею, поскольку та или другая идея в них присутствует.
По отношению к чувствительным вещам, идеи являются одновременно и их причинами, и целью, которой стремятся существа чувствительного мира. При этом между идеями существуют отношения координации и подчинение.
Высшая идея – это идея абсолютного Блага, источник истины, красоты и гармонии.
Познание по Платону - это припоминание, при этом руководящим началом выступает ум или умная часть Души.
Душа бессмертная и до рождения человека она находится в запредельном мире. Там она созерцает блестящий мир вечных идей.
В земной жизни Душа человека постигает идеи припоминая то, что видела в запредельном мире.
Человек получает истинные знания, когда Душа припоминает то, что она уже знает.
Платон считал Душу бессмертной.
Если Душа бессмертна, то смерть забирает у человека все, кроме Души, поэтому главной заботой человека в жизни должна быть забота о Душе. Эта забота означает очищение Души, высвобождение от чувствительного в стремлении к слиянию с духовным миром.
Душу, которая приходит в наш мир, Платон символически отождествлял с морским божеством Главком. Он весь покрыт ракушками, водорослями и песком, а тело его сломано и искалечено волнами, за длительное время пребывания в морских глубинах к нему прилепилось много грязи...
Так и Душа находится в подобном состоянии, и она должна снять из себя все лишнее - все, что, делая ее трудной и бесформенной, не разрешает ей узнать себя. Она нуждается в очищении от всего, с чем срослась на протяжении многих перевоплощений.
Извне Душа кажется одним существом, но на самом деле она является объединением трех - человека, льва и химеры, которые крепко срослись одно из другим. Каждой с трех частей души присущая своя добродетель: человеку (рациональное начало) - мудрость, льву (волевое начало) - храбрость, а химере (алчное начало) - сдержанность.
Очистить душу можно с помощью телесной и умственной дисциплины, которая внутренне трансформирует человека и уподобляет ее к божеству.
Особое внимание Платон уделял философским основам «Идеального Государства».
Платон был уверен, что истинная политика должна совмещаться с истинной философией.
Для него истинное политическое искусство было искусством спасения и воспитания души
Настоящее государство, которое основывается на высшей ценности Правды и Блага, можно построить только в том случае, когда политик становится философом или наоборот. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме.
Государство имеет тройственную структуру.
Согласно основным функциям (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три группы: землеробы-ремесленники, стражники и правители ( мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоническое сосуществование.
К первой группе (землеробы-ремесленники) принадлежат люди, в которых преобладает алчное начало. Если в них преобладает такая добродетель как самообладание, своего рода любовь к порядку и дисциплине, тогда это наидостойнейшие люди.
Второю группу (стражники) составляют люди, в которых преобладает волевое начало. Обязанность стражника - мужество по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности.
Третья группа (правители) - это те, кто умеет любить свой Город больше за другие, кто способен исполнить свой долг с большей старательностью. Если они умеют познавать и созерцать Благо, т.е. в них преобладает рациональное начало и их можно справедливо назвать мудрецами. Это аристократы, наилучшие и наимудрейшие граждане.
Каждый должен делать то, что ему принадлежит делать; это касается граждан в государстве и частей души. Это - справедливость.
Справедливость во внешнем миру есть лишь тогда, когда она есть в души. Поэтому в совершенном государстве должны быть совершенное образование и воспитание, причем для каждого группы особенное.
Большое значение надо уделять воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. При этом практические привычки надо совмещать с овладением философией. Правитель через познание Блага должен получить пример, по которому воплощать Благо в своем государстве.
Перед тем, как возникнуть в реальности, идеальное государство рождается внутри человека.
Труды Платона:
Свои произведения Платон оформил в виде писем или диалогов. В древние времена мудрецы передавали свои знания в виде сказок, мифов. Этот путь выбрал Платон.
Произведения Платона были благоустроенны грамматиком Трасилом.
Традиционно их группируют за девятью тетралогиями.
1. Евтифрон, Апология Сократа, Критон, Федон.
2. Кратил, Тээтет, Софист, Политик.
3. Парменид, Филеб, Банкет, Федр
4. Алкивиад I, Алкивиад II, Гиппарх, Соперники
5. Феаг, Хармид, Лахет, Лисид.
6. Євтидем, Протагор, Горгий, Менон.
7. Гиппий Меньший, Гиппий Больший, Ион, Менексен.
8. Клитофонт, Государство, Тимей, Крытой.
9. Минос, Законы, Епиномид, Письма.
Источник: http://sozdaiuspech.info
|