Читать ранее: Часть 1.
В целом конкурентоспособность российского бизнеса, по мнению Басова В.В. [6], соизмеряется близкими по своим потребительским свойствам товарами-аналогами в одном и том же сегменте рынка. При этом сущность конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиций каждой бизнес-единицы на рынке. Это достигается благодаря отличию поставляемых конкретной организацией товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на её удов-летворение.
В общем виде конкурентоспособность российской бизнес-единицы можно представить в форме лучевой модели (рис. 1), образованной субъектно-объектными отношениями, возникающими при предложении товара [7, С. 14].
Отсюда, объектом в данном процессе является потребность, выраженная в виде группы потребителей, образующих интересующий сегмент Российского рынка. Субъектом выступает производитель. Российских бизнес-единиц может быть бесконечное множество.
C1 – Cn – российская бизнес-единица; О- объект российской бизнес-единицы; основные зоны российской конкуренции: 1- тотальная; 2- сильная; 3- средняя; 4- слабая.
Рис. 1. Субъектно-объектная модель конкурентоспособности российской бизнес-единицы
Объект в данном случае является единственным. Все множество субъектов направлено исключительно на один объект. В результате возникает система, в которой образуются некоторые определенные уровни конкурентоспособности – зоны, степень сложности которых увеличивается при приближении к объекту. Наиболее кратко и объективно эти зоны можно трактовать с позиции основных видов российской конкуренции и представить в виде табл. 3.
Зоны российской конкуренции (табл. 3) играют одновременно роль контрольных и отборочных уровней. В зону тотальной конкуренции попадают только субъекты, обладающие большими внутренними ресурсами, которые позволяют бороться за рынок, т.е. конкурировать с другими субъектами.
Таблица 3
Классификация зон российской конкуренции
Номер зоны |
Наименование зоны |
Виды российской конкуренции |
1 |
Тотальная |
Видовая
Типовая
Товаров-заменителей |
2 |
Сильная |
Аналоговая
Товаров-заменителей |
3 |
Средняя |
Типовая |
4 |
Слабая |
Отсутствует |
Для определения природы российской конкуренции выделим из субъектно-объектной модели конкурентоспособности одну пару субъектно-объектных взаимодействий. Тогда в общем виде, процесс российской конкурентоспособности можно представить как систему векторов, образуемых действием структуры процессов [9, С. 148], как представлено на рис. 2.

где К1, К2, К3 – вектор российской конкуренции К1 < К2 < К3; А1, А2, А3 – вектор удовлетворения потребности А1 ? А2 ? А3; В1, В2, В3 – вектор соперничества В1 < В2 < В3
Рис. 2. Схема субъектно-объектных отношений процесса конкурентоспособности российских бизнес-единиц товара
В данном случае Беленький П.Е. [9, С. 148-154] предлагает модель субъектно-объектных взаимодействий конкурентных преимуществ российских товаров. Если же рассматривать данную модель с точки зрения промышленных российских бизнес-единиц, то, на наш взгляд, векторы В1, В2, В3 будут характеризовать их внутренний потенциал. При этом предпосылкой к определению понятия конкурентоспособности в любой области и отрасли России является систематизация её конкуренции. Поэтому далее нами предлагается рассмотреть развёрнутую классификацию российской конкуренции.
По степени интенсивности и интеграции различают следующие виды российской конкуренции [3; 4]:
- привлекательная, когда в данном сегменте рынка субъект качественнее удовлетворяет потребности объекта или получает прибыли больше, чем в другом сегменте;
- умеренная, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте росийского рынка;
- ожесточенная для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента.
Отсюда различают следующие формы российской конкуренции:
- предметная – конкуренция между российскими бизнес-единицами, производящими продукцию одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
- функциональная – конкуренция между российскими бизнес-единицами, производящими товары - заменители.
В соответствии с вышеизложенным на рис. 3 представлены различные типы российской конкуренции [13, С. 112-119]. Исходя из вышеобозначенных видов и форм конкуренции можно выделить основные методы, с помощью которых достигаются запланированные результаты [14, С. 34-36]:
1. Метод, основанный на критерии повышения качества товара.
2. Метод, основанный на снижении цены на предлагаемый ассортимент товаров и услуг.

Рис. 3. Структура основных типов конкуренции на российском рынке
3. Метод, основанный на снижении эксплуатационных затрат у потребителя.
4. Метод, основанный на использовании всех (статичных и динамичных) конкурентных преимуществ объекта и субъекта.
Здесь под конкурентными преимуществами понимаются активы и характеристики российской бизнес-единицы (оборудование, позволяющее экономить затраты, торговые марки на технически прогрессивную продукцию, права собственности на сырье и материалы и т.д.), предоставляющие ей преимущества над соперниками в конкурентной борьбе на российском рынке товаров и услуг [16].
При этом, российская конкуренция по мнению Долятовского В.А., Аганбегяна А.Г., Макарова В.Л. [19, С.157-163] может происходить на следующих уровнях:
- местном (в группе, отделе, организации и т.п.);
- региональном (районе, городе, области и т.п.);
- национальном (в стране);
- межнациональном (в нескольких странах);
- глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).
В соответствии с вышеизложенным, основными результатами развития конкурентоспособности российского бизнеса на наш взгляд можно считать следующие:
1. Конкурентоспособность усиливается с увеличением количества соперничающих субъектов.
2. Конкурентоспособность увеличивается, когда крупные российские бизнес-единицы присоединяют к себе более мелкую бизнес-единицу и принимают решительные меры по выводу её в лидеры.
3. Конкурентоспособность принимает сильную сторону, когда спрос на продукцию, которую производит российская бизнес-единица, растет быстро.
4. Конкурентоспособность усиливается, когда условия хозяйствования в российской отрасли толкают бизнес-единицу на снижение цены или на при-менение других средств увеличения объема продаж.
5. Конкурентоспособность возрастает, когда затраты российских покупателей при переходе с потребления одной марки на другие невелики.
6. Конкурентоспособность увеличивается, когда одна или несколько российских бизнес-единиц не удовлетворены своей долей рынка.
7. Конкурентоспособность растёт пропорционально росту российской прибыли от успешных стратегических решений.
8. Конкурентоспособность усиливается, когда затраты при выходе с российского рынка велики, высоки барьеры.
9. Конкурентоспособность может быть предсказуема в случае, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии российских бизнес-единиц различаются в значительной мере и открыты большинству, т.е. прозрачны.
Таким образом, на основании вышеизложенного нами были рассмотрены следующие исторические аспекты роста конкурентоспособности российского бизнеса: историческая эволюция взглядов на формирование конкурентных преимуществ, современные подходы к конкуренции и конкурентоспособности российских бизнес-единиц, а также проведен анализ тенденций развития конкурентоспособности и усиления конкурентных преимуществ российских бизнес-единиц в рыночных условиях хозяйствования.
Литература
1. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы./ Г.Л Азоев, А.П. Челенков. - М.: ОАО “Типография “Новости”, 2000. – 256 С.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 156 С.
3. Ансофф И. Стратегическое управление / пер. с англ., под ред. Л.И. Евенко. – М.: Экономика, 2002. - 225 С.
4. Альберт М. Основы менеджмента / Альберт М., М. Мэскон, Ф.Хедоури. – М: Дело, 2002. – 345 С.
5. Агаев Г.С. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. – М., 1996. – 384 С.
6. Басов В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции автомобилестроения. – Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2001. – 176 С.
7. Баринов В.А. Сидельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде. ''Менеджмент в России и за рубежом'' №6 2000г. – 25 С.
8. Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.: Изд. БЕК, 1996. – 125 С.
9. Беленький П.Е. Управление техническим и организационным развитием предприятия. – Львов: Свит, 1990. – 205 С.
10. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. пер. с англ. / под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1997. - 355С.
11. Бляхман Л., Кротов М. Глобализационное измерение реформы и задачи промышленной политики. ''Российский экономический журнал'' – 2001 - №3 – 15 С.
12. Гончаров А.Г. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе развития его образовательного потенциала: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук: 08.00.05/ Гончаров А.Г. – Челябинск, 2000. - 12 С.
13. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персона-ла: в 2т. – М.: МНИИПУ, 1996. Т.1. – 157 С.
14. Гриценко В.Н., Демидова Л.Г. Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования. – СПб.: СпбУЭФ, 2001. – 68 С.
15. Градов А.П. Национальная экономика. – СПб.: Специальная Литература, 2000. – 354 С.
16. Деловое планирование: методы, организация, современная практика. Под ред. Попова В.М. М.: Финансы и статистика, 1997. – 68 С.
17. Делягин М. Информационная революция, глобализация и кризис мировой экономики. ''Проблемы теории и практики управления'' – 2001. - №1– 26С.
18. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. – М.: Экономика, 1991. – 43 С.
19. Долятовский В.А., Аганбегян А.Г., Макаров В.Л. Современный менеджмент. в 4 томах. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1999. – 192 С.
20. Зиннуров У.Г., ИльясоваЛ.Р. Проблемы оценки конкурентоспособности товаропроизводителей. ''Экономика и управление (Уфа)''. - 1997 - №4 – 27С.
21. Кучерявый А.В. Конкурентоспособность и стратегическая устойчивость промышленного предприятия: автореф. дис… канд. эконом. наук: 08.00.05/ Кучерявый А. В. – Москва, 2003. – 24 С.
22. Курский В.А., Васин Л.А. Подход к планированию эволюционного развития предприятия в конкурентной среде. ''Финансы и кредит'' – 2001 - №14 – 15 С.
23. Курский В.А., Васин Л.А. Устойчивость функционирования предприятий в конкурентной среде: прогнозирование и анализ. ''Вопросы эконо-мики'' – 2002 - №10 (94) – 29 С.
24. Ларин В., Яшин Н. Оценка уровня конкурентоспособности предприятия: возможный подход. ''Экономика, Власть'' – 1999 - №10 – 9 С.
25. Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия. ''Маркетинг'' – 1996 - №3 – 28 С.
26. Микроэкономика. Теория конкуренции и конкурентных преимуществ: учебное пособие / Иванова Е.А., Быкова А.А. – СПб.: Изд-во СПбГТУ. – 1996. – 56 С.
27. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке. М.: Экономика. 2000. – 187 С.
28. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М.: Внешторгиздат, 1993, т. 1,2. – 147 С.
29. Портфель конкуренции и управление финансами: Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего. Отв.ред. Рубин Ю.Б. – М.: СОМИНТЭК, 1996. – 398 С.
30. Роман М.И. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.э.н., Владимир, 2000. – 23С.
31. Рубин Ю.Б., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. М.:3нание, 1990. – 15 С.
32. Словарь по экономике. пер. с анг. Под ред. П.А. Ватника. СПб. Экономическая школа. 1998. – 345 С.
33. Тренев Н.Н. Концепция повышения конкурентоспособности электротехнической продукции путем объединения предприятий электротехнической продукции. ''Маркетинг в России и за рубежом'', - 2001 - №3(23) – 68С.
34. Фальцман В. Приоритеты технической реконструкции машиностроения. Вопросы экономики. - 1986 - №6 – 56 С.
35. Фатхутдинов Р.А. Кокурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002. – 356 С.
36. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М., 2000. – 247 С.
37. Цинь Сюань Жень Тенденции развития современной мировой экономики и Китай. ''Проблемы теории и практики управления'' – 2001 - №3 – 27С.
38. Шкардун В.Д., Ахтямов Т.М. Методика исследования конкуренции на рынке. ''Маркетинг в России и за рубежом'' – 2000. - №4 – 56 С.
39. http://encycl.yandex.ru (сайт Большая Соетвская Энциклопедия)
|