Термином «боди-арт» сегодня объединены все виды творческих работ «по телу» — пирсинг, татуирование, перманентный макияж, создание живописных картин на одну вечеринку. Однако пусть вас не вводит в заблуждение слово «арт»: в подавляющем большинстве случаев эти «народные промыслы» являются, в первую очередь, весьма прибыльным бизнесом и уж потом — искусством на продажу.
Конвейер по производству индивидуальности
Все виды боди-арта стары, как мир. Древнейшие тату, датируемые четвертым тысячелетием до нашей эры, были найдены на египетских мумиях. Практика нанесения постоянных рисунков под кожу была широко распространена среди многих народов. Например, у древних славян это было привилегией замужних женщин — хранительниц очага.
Резко негативное отношение к татуировкам в Европе стало культивироваться с распространением христианства. Но уже в XVIII веке с далеких островов, куда направлялись миссионеры, моряки стали привозить на память о путешествии затейливые узоры на коже. Немалый вклад в возрождение татуировки внес печально известный капитан Джеймс Кук, который привез в 1769 году с острова Таити само слово tattoo и полинезийца, ставшего живой галереей.
С «открытием» Японии в 1868 году в страну хлынули иностранцы. Очарованные прелестью ирэдзуми (японской татуировки), многие из них обращались к мастерам-татуировщикам. Не избежали этого поветрия и весьма титулованные особы — греческая королева Ольга, будущий английский король Георг V. Не удержался от соблазна и российский цесаревич Николай, посетивший Японию в 1891 году. Он увез на себе образчик творчества Хоритё, знаменитого мастера ирэдзуми из Кобе.
Новая эра в искусстве tattoo началась в 50–60-е годы, после появления ярких красок. Сейчас только в Москве работают около десятка тату-салонов и сотни частных татуировщиков. Причем мода диктуется теперь не «зоной», а западными журналами. Одно время были очень популярны японские сюжеты с драконами и карпами, потом кельтские, ацтекские орнаменты, сейчас многие заказывают «биомеханику» — «андроидные» мышцы с механическими частями.
Пирсинг — тоже старая забава человечества. В Египте прокалывать пупки дозволялось только знатным дамам и жрицам. Древние римляне довольно практично использовали кольца, продетые в соски, для фиксации своих плащей. Благодаря усилиям мастеров «высокой моды», особенно Жана-Поля Готье, искусство пирсинга плавно перекочевало из категории «отвязной» панк-стилистики в разряд вполне фешенебельного вида декорирования тела. Теперь проколотый пупок, выглядывающий из-под короткого топика, — едва ли не классика.
Но в первую очередь возрождением интереса к себе боди-арт обязан звездам шоу-бизнеса и киноиндустрии. Очень многие поклонники желают украсить себя такими же тату, как у Шона Коннери, проколоть пупок, как Наоми Кэмпбелл и Бритни Спирс. Когда Мадонна украсила свои руки татуировкой из хны, восточная традиция родом из Индии стала глобальной модой. Новый всплеск интереса к тату вызвала недавно околоспортивная сенсация: папарацци на одной из вечеринок засняли тату у Анны Курниковой. Секретная татуировка (узор в этническом стиле размером с CD-диск, наколотый, как выразился немецкий журнал Bild, «на самом мягком месте Анны») каждый раз при выходе на корт прикрывалась пластырем телесного цвета. Чтобы избежать ненужных вопросов, Анна регулярно жаловалась на боли в позвоночнике, и пластырь на спине практически стал ее визитной карточкой. Теперь фанаты Курниковой имеют возможность заказать себе такую же картинку.
В результате раскрутки во всем мире боди-арт приобрел характер четко налаженного бизнеса. Регулярно проходят всемирные встречи мастеров татуировки и пирсинга, издаются десятки журналов, над производством оборудования для создания татуировок, органических красителей, колец, игл и шпилек для пирсинга работает целая индустрия. Законодателем мод на пирсинг и тату-стили считаются США, где татуировано 12 миллионов человек, а среди студентов более половины имеют пирсинг. Кстати, и первая электрическая машинка для татуировки была запатентована в США еще в конце XIX века, что позволило поставить процесс на поток.
Самим татуировщикам в последнее время стало тесно на выбранном ими материале: среди последних мировых новинок — татуировки на ногтях и на коже курток, чехлов и бумажников. Многие переключаются на аэрографию (роспись автомобилей). Иметь такой автомобиль сейчас ультрамодно и за рубежом, и в России.
Красота писаная
Если татуировка — это, скорее, философия, то боди-арт в виде живописи ближе к игре. В Москве рисовать по телу для вечеринок начали еще в 1973 году. Сейчас в России во многих клубах роспись по телу стала изюминкой развлекательной программы. Для этого клубы приглашают художников, которые проводят там ночи напролет, обслуживая гостей.
Причина растущей популярности этого вида боди-арта кроется в его недолговечности. Смывающийся рисунок позволяет перевоплощаться хоть каждый вечер: были бы деньги, и можно стать сегодня египетской царицей, а завтра лебедью. Есть совершенно странные заказы — так, один гражданин попросил сделать его негром. «Всегда ношу с собой фотоаппарат и делаю фото на память для себя и для клиента, ведь многие разрисовываются именно для снимка, — рассказывает «художник по телу» Елена Зеленцова. — Кстати, это касается и наших «звезд». Например, я рисовала бабочек на Наташе Королевой для съемок на календарь».
По словам Лены, в Москве художественной росписью салоны практически не занимаются, в основном, мастера работают дома. Всего в городе не меньше полутора сотен таких специалистов. Многие начинают в клубах, набирают клиентуру и потом уже сидят по домам, обслуживают заказчиков. Сама Елена Зеленцова увлеклась этим делом четыре года назад. На одной из картин Бориса Валеджо она увидела роспись на руках у женщины и решила попробовать сделать такую же.
Сначала казалось все очень просто: купи краски, и вперед! Оказалось, что рисовать на теле гораздо сложнее, чем на бумаге, необходимы практика и инструменты.
Например, чтобы рисовать на теле, требуются, как минимум, 3 силиконовых кисти по 25 долларов, 4 жестких типа белки по 350 рублей, набор красок как минимум 60 цветов. Самые дешевые стоят 200 рублей, получше — от 40 долларов. Чтобы краска держалась на коже, добавляют в нее масло. Цена небольшой бутылки «Мелабио», которой хватает на троих клиентов, — до 40 долларов. Нужна также пластиковая бумага для трафаретов.
Стоит она 45 рублей за лист и используется только один раз.
В месяц при нормальной работе уходит не один десяток таких листов. И еще 150—300 долларов тратится на краски. Так что первое время человек работает не на свой карман, а на краски, кисти и, конечно, на собственное имя.
Но овчинка стоит выделки. В среднем роспись размером в полторы сигаретных пачки (стандартная единица измерения во всем боди-арте) стоит 500–600 рублей, минимум — 300–400. Клубные клиенты достаточно богатые люди. Они в состоянии заплатить за рисунок на теле, который продержится всего вечер, от 70 долларов и выше. Отдельной статьей доходов является разрисовка танцовщиц в клубах. С трафаретами можно за вечеринку обслужить человек 20—30.
«Пока я работаю, может собраться весь клуб, каждый хочет получить какой-нибудь рисунок на коже, — рассказывает Лена. — В клубе я обычно провожу ночь. Особенно мои услуги востребованы на вечеринках секс-меньшинств». По рассказам Лены, так же охотно разрисовываются танцоры, музыканты и байкеры. Среди ее постоянных клиентов музыканты группы «Ария». «Но зато мою работу не приемлют так называемые деловые люди, — говорит она. — Не те, кто много зарабатывает по-настоящему, а те, кто пока только стремится попасть в эту когорту. Люди богатые гораздо более свободны, не комплексуют, не стесняются своего тела. Мне часто приходится разрисовывать пышных дам необъятных габаритов, и они охотно демонстрируют потом всю эту красоту в полуобнаженном виде».
Что примечательно — за границей популярней пирсинг и тату, куда более опасные виды украшения тела, чем роспись. Хотя мотивировкой отказа от росписи является, как правило, боязнь аллергии на краски. «В России для боди-арта настоящее раздолье, — говорит Лена. — А вот в Нью-Йорке, где я работала в прошлый сезон, работать скучно. Взрослые относятся к росписи настороженно. В основном, сидела в центральном парке и разрисовывала лица детей под зверюшек. Приходили целыми семьями, по 3–4 поколения, чтобы прабабушка могла полюбоваться на потомка в виде енотика или львенка».
В дальнейшем Лена мечтает стать мастером татуировки. «Тату — это настоящая профессия, особое мировоззрение и хорошие заработки. Имея 30 клиентов в месяц, можно спокойно купить машину! И сейчас на жизнь, конечно, хватает. Первое время было трудно, а теперь ко мне обращаются уже знакомые знакомых. Не я звоню — меня зовут в клубы: «Не хотите ли прийти к нам разрисовать известных танцоров?» Очень тянет и аэрография. Дорого, трудно начать работать, машинка-аэрограф стоит немало. Но за расписанную машину мастера берут от 4–5 до 20–30 тысяч долларов. Вот они тоже, в основном, на дому работают. Такие деньги!..»
Источник: http://www.mybiz.ru
|