С начала года в Екатеринбурге появилось 28 парикмахерских и салонов красоты, закрылось в два раза меньше. Предприниматели убеждены, что число подобных предприятий будет расти и дальше: избыток предложения есть только в центре города. В спальных районах, где живет большинство потенциальных клиентов, парикмахерских не хватает.
Главное требование для парикмахерской — удобное, близкое к потенциальным клиентам месторасположение. Самые распространенные варианты — квартира на первом этаже в спальном районе или офис в административном здании. В идеале у помещения должен быть отдельный вход, недалеко от улицы с оживленным движением. ТАТЬЯНА СМЫСЛОВА , директор парикмахерской «Ля Бэль»: «Сейчас конкуренция среди парикмахерских в центре города очень высока, поэтому лучше выбирать помещение в спальных районах. Там и аренда дешевле». По наблюдению г-жи Смысловой, парикмахерских не хватает на Эльмаше и Уралмаше.
МАРИНА КАРПОВА , парикмахер, вводит еще один критерий выбора места — удаленность от конкурентов: «Если до ближайшей парикмахерской идти менее пяти-семи минут, то арендовать помещение в этом квартале бесполезно». Татьяна Смыслова объясняет, что в парикмахерском бизнесе выделиться среди конкурентов сложно, поэтому лучше не открывать салоны бок о бок.
Площадь помещения зависит от количества сотрудников. По санитарным нормам на рабочее место одного человека должно приходиться 6 кв. м . Для небольшой парикмахерской, где будут одновременно работать два мастера, с учетом зоны ожидания и подсобного помещения достаточно 18- 20 кв. м . Тем, кто планирует расширяться, специалисты рекомендуют выбирать площади побольше.
По данным Уральской палаты недвижимости, цена аренды на помещения на первом-втором этаже либо в административном здании с типовой отделкой начинается от 600 руб. за кв. м (на окраине или в ветхом здании можно найти и за 300 руб./кв. м), верхняя граница уходит за 3 тыс. руб. за кв. м. Опрошенные «ДК» владельцы парикмахерских сообщили, что аренда обходится им от 700 до 1,2 тыс. руб. за кв. м в месяц, в зависимости от района города.
Обычно требуется хотя бы косметический ремонт (замена обоев, плинтусов, ламп). В помещении площадью 20 кв. м на эти цели потребуется от 25 тыс. руб. Укладка плитки или ламината — еще 700 руб./кв. м, подвесной потолок — 700-800 руб./кв. м.
Помещение можно купить. Один из вариантов — взять ипотечный кредит. Татьяна Смыслова: «Аренда помещения в 100 кв. м обходилась моей знакомой в 50-60 тыс. руб. ежемесячно, покупка той же площади по ипотеке потребовала лишь 30 тыс. руб. в месяц».
СОВЕТ от парикмахерской «Ива»:
«Приобретать лучше помещение, которое уже переведено в разряд нежилого. Если вы купите жилую квартиру, то, чтобы самим осуществить перевод, придется обойти массу инстанций. Это займет от месяца до года».
Где искать парикмахеров?
Персонал для парикмахерских подбирают через объявления в СМИ, среди выпускников парикмахерских школ либо через личные связи. СВЕТЛАНА РАЙСКАЯ , управляющая парикмахерской «Голливуд», уверена, что сотрудничество со школами — безотказный способ укомплектовать штат: «Они гарантируют своим выпускникам трудоустройство, поэтому охотно идут на контакт».
Специалистов с начальным профессиональным образованием (квалификация «парикмахер 3-го разряда») в Екатеринбурге готовят, например, в профессиональном училище парикмахерского мастерства, Уральском колледже индустрии красоты (УрКИК), школе парикмахерского искусства и косметологии «Дамский клуб», со средним профессиональным образованием (квалификация «технолог») — в УрКИК и профессионально-педагогическом колледже (специальность «технологии красоты»). Владельцы салонов называют также школу парикмахеров. МАРИНА ХАБАРОВА , директор УрКИК: «Есть еще масса курсов, причем не все лицензированные. Их можно найти по объявлениям в газетах». Парикмахер третьего разряда — это мастер-универсал, он может делать и женские и мужские стрижки, владеет технологиями укладки, окрашивания, химической завивки, основами визажа. Получив профессию, мастер может повышать квалификацию, став парикмахером 4-го, затем 5-го разряда и наконец модельером. «Квалификаций «мастер первой категории» или «стилист» официально в России пока нет»,— предупреждает Марина Хабарова.
Недостаток этого способа подбора кадров — вы получите новичков, почти не имеющих опыта. Однако специалисты считают, что открывающемуся салону и так можно только рассчитывать на парикмахеров 3-го разряда. Марина Карпова: «Шансов заполучить профессионалов почти нет. В новую парикмахерскую высококлассные мастера не пойдут потому, что смена места может привести к потере клиентов».
Размещение в СМИ объявлений о работе обходится недорого, но и эффекта почти не приносит. Марина Карпова: «Объявление в газету «Быстрый курьер» стоит 180 руб. за неделю, 720 руб. в месяц. Но, к сожалению, по таким объявлениям очень трудно найти подходящего мастера». По наблюдению Марины Карповой, большинство парикмахерских комплектуют штат за счет личных связей: до двух третей мастеров собственники находят через друзей и знакомых и лично приглашают в новый салон.
Успех парикмахерского бизнеса напрямую зависит от персонала. Клиентская база формируется вокруг конкретного мастера, а значит, уходя, специалист может увести заказчиков с собой. Поэтому владельцы парикмахерских придают большое значение сплочению коллектива. ЕЛЕНА МОКЕЕВА , директор салона красоты «Ривьера»: «Чтобы избежать конфликтов, можно принимать на работу только знакомых людей, другой вариант — формировать коллектив из специалистов различного возраста. Но главное — это характер собственника, то, как он сам выстраивает взаимоотношения с подчиненными».
Сколько платить персоналу?
Небольшой парикмахерской на постоянную работу понадобятся администратор и три-четыре мастера. Уборщицу и бухгалтера берут по совместительству. Зарплата уборщицы — 3 тыс. руб. в месяц, бухгалтера — 6 тыс. руб.
Существуют две системы оплаты труда парикмахеров. Первая и наиболее распространенная — это процент от каждого заказа. В зависимости от квалификации и стажа мастер получает 25-40% от стоимости оказанных им услуг.
Второй вариант — аренда места. Мастер каждый месяц платит владельцу парикмахерской фиксированную сумму — около 300-800 руб. в день. Этот способ используют при сотрудничестве с высококлассными профессионалами. В периоды повышенного спроса собственнику салона бывает менее выгодно получать заранее установленную сумму, чем процент от заказа. Зато мастер со стажем и опытом помогает привлекать новых клиентов.
Елена Мокеева не рекомендует часто прибегать к аренде мест: «Мастеров, которые действительно обладают уникальными навыками и умениями, — единицы». Прежде чем отказаться от процента, желательно договориться с мастером, чтобы он подтвердил свою квалификацию конкретной работой в течение испытательного срока.
Администратору принято платить за каждый день работы — в среднем по 300-500 руб. Самый распространенный график работы парикмахеров и администраторов — два дня через два. Рабочий день обычно длится с 9.00 до 20.00.
СОВЕТ от парикмахерской «Ля Бэль»:
«Не стоит сразу нанимать администратора. И не только ради экономии денег. Первые месяцдва владелец должен обязательно сам принимать клиентов, смотреть за работой мастеров, контролировать, как идут дела».
Какое оборудование купить?
В парикмахерской необходимо оснастить рабочие места мастеров и администратора, поставить мебель во входной зоне. Стандартный набор оборудования для парикмахера — кресло, зеркало и стойка для инструментов. Цена всего набора — 10-12 тыс. руб. Отдельная строка бюджета — мойка, ее стоимость 10 тыс. руб. В зоне ожидания обычно ставят диван, журнальный столик, вешалку для одежды. На подходящую мебель придется потратить еще 8-10 тыс. руб. Администратора можно посадить за стол (стол и кресло стоят около 3-4 тыс. руб.) или за стойку (8-10 тыс. руб.).
Расходные материалы — краски, средства для мытья и укладки волос, для химической завивки и т. п. — парикмахеры могут покупать сами. Второй вариант — собственник приобретает все необходимое централизованно, а затем вычитает стоимость материалов из ежемесячного дохода мастера. На первых порах новые парикмахерские закупают эти средства по оптовым ценам со складов магазинов. Как только у салона появляется своя клиентура, стабильный поток заказчиков, можно договариваться о поставках напрямую с представителями фирмы-производителя.
Все необходимые для работы инструменты — ножницы, расчески, фен, машинку для стрижки — парикмахер также покупает сам.
Какая реклама эффективнее?
Опрошенные «ДК» эксперты назвали телевидение самым неэффективным инструментом для рекламы парикмахерских услуг. Татьяна Смыслова: «Если вы не предлагаете ничего эксклюзивного, то не нужно рекламироваться на весь город. Клиент, живущий на ЖБИ, все равно не поедет стричься на Вторчермет». Елена Мокеева рассказывает, что проводила анкетирование среди клиентов салона: «Мы хотели оценить эффективность рекламы. Из всех клиентов с помощью телевидения о нас узнала только одна девушка».
Наиболее результативным рекламным носителем игроки рынка признали красочно оформленную вывеску над входом. Изготовить ее можно за 5-6 тыс. руб. Также популярны листовки, рассылаемые с курьерами. Их разносят по близлежащим жилым домам и офисным зданиям. «Мы заказывали 1 тыс. листовок для распространения в доме, на первом этаже которого находимся, — рассказывает Елена Мокеева. — Одна листовка вместе с доставкой стоит 5 руб., так что это обошлось в 5 тыс. руб.».
Когда салон встанет на ноги, можно разместить информацию в рекламных журналах. «Наиболее эффективны такие каталоги, как «Выбирай» и «Девять линий», — уверена Елена Мокеева. — Но уровень цен тут уже другой — модуль на 1/3 полосы обойдется примерно в 13 тыс. руб.».
Предприниматели говорят, что рекламную кампанию можно считать результативной, если удалось добиться потока как минимум три-четыре клиента на каждого мастера в день.
СОВЕТ от салона красоты «Ривьера»:
«Не давайте объявлений о своих услугах в еженедельные газеты с телевизионной программой. Клиент никогда не откроет их лишний раз и всегда выбрасывает ровно через неделю. Его внимание приковано к телепрограмме, она устарела — устарело и ваше объявление».
Когда окупятся вложения?
Обычно стоимость мужской и женской стрижки в парикмахерских среднего ценового сегмента различается в 1,5-2 раза. Если за мужскую берут 150-300 руб., то за женскую — 400-800 руб. Дополнительные услуги — окрашивание, укладку, химическую завивку — заказывают в основном женщины. Доход от этих услуг составляет примерно 45-60% общей выручки мастера. Средняя стоимость услуг, оказываемых одному клиенту, по оценкам владельцев парикмахерских, достигает 350-400 руб.
Эксперты отмечают, что в период стабильного спроса за один день у мастера стригутся три-четыре клиента. Посещаемость парикмахерских очень сильно зависит от сезона. Марина Карпова: «Пик популярности — праздники и весна, когда люди снимают шапки. В течение лета стригутся менее активно, но настоящий мертвый сезон — октябрь-ноябрь и январь-февраль. В это время многие мастера по нескольку дней не видят клиентов».
Пока парикмахерская не стала известной в округе, бизнес может работать в убыток, утверждают специалисты. Татьяна Смыслова уверена: в первые два месяца оборот созданной с нуля парикмахерской с четырьмя посменно работающими мастерами не превысит 30-40 тыс. руб.: «Когда компания раскрутится и приобретет постоянных клиентов, выручка значительно возрастет. Бессмысленно заниматься парикмахерским бизнесом, если заведение не приносит хотя бы 100 тыс. руб. дохода в месяц».
По расчетам игроков рынка, парикмахерская при правильном ведении бизнеса должна окупиться в течение года.
ДЕТАЛИ
На чужих ошибках
Татьяна Смыслова - директор парикмахерской «Ля Бэль»
«Владельцы парикмахерских часто недооценивают значимость официальных договоров с персоналом. На рынке большая текучесть кадров, мастера часто меняют место работы, и не на каждого сотрудника можно положиться, не каждый добросовестно относится к своим обязанностям. Например, был случай, когда парикмахер сломал ценное оборудование. С него пытались взыскать сумму ущерба, но выяснилось, что официально человек в штате фирмы не числится. Какой с него спрос? Парикмахер в итоге ничего не заплатил и продолжил работать — при таком дефиците кадров сотрудников не выгоняют».
Елена Мокеева - директор салона красоты «Ривьера»
«Нашему салону всего год. Чтобы успешно закрепиться на рынке, мы попытались провести рекламную кампанию на телевидении. Записали свой ролик, воспользовались услугами программы «Вкус жизни». Но никакого результата не получили. Клиенты просто не воспринимают рекламу парикмахерских услуг в таком виде. Видимо, нужно быть Салоном красоты Мотчаного, чтобы тебя заметили те, кто смотрят телевизор. Теперь мы полностью перешли на рекламу в печатных изданиях и на работу с живущими рядом с салоном людьми. В итоге практически все молодые жители новостройки, в которой мы находимся, стали нашими клиентами».
BONUS
Направления для дальнейшего развития
Игроки рынка единодушны: в будущем любая парикмахерская превращается в салон красоты, расширяя спектр оказываемых услуг. Татьяна Смыслова: «Клиент чаще всего выбирает парикмахерскую потому, что она находится близко от его дома или офиса. Впоследствии он хочет в том же месте, никуда не выходя, получить и дополнительный сервис». Услуги, которые вводят в первую очередь в приложение к стрижкам, укладкам и окрашиванию, — это маникюр, педикюр и уход за кожей лица. В дальнейшем клиентам предлагают посетить солярий. Из всех открывшихся в прошлом году парикмахерских, по данным опроса предпринимателей, свыше 60% поменяли формат и стали позиционировать себя как салоны красоты.
30 тыс. руб. на ремонт
4 парикмахера
III разряда
5 тыс. руб. на вывеску
инструменты — за счет мастеров
через год — салон красоты
Цена входного билета
Расчет для парикмахерской, расположенной в помещении 30 кв. м. Работают посменно четыре мастера. Каждый обслуживает 4 клиента в день и получает 35% от стоимости услуг. Средний чек 400 руб. Функции администратора выполняет собственник.
Источник: http://dkvartal.ru/magazines/dk-ekb/2006/n47/dljaotkrytijaparikmakherskojjdostatochno170tysrub
|