Каждый, кто собирается заниматься этим бизнесом, должен четко себе представлять, чего он хочет: аптечный пункт, классическую аптеку, аптеку в формате минимаркета с дальнейшим развитием и расширением до аптечной сети, или аптечный киоск. Ассортимент аптек делится на медикаменты и товары для сохранения здоровья (парафармацевтику). Одни компании предпочитают заниматься реализацией сугубо медикаментов, другие делают ставку на увеличение ассортимента лечебной косметики, здорового питания, средств диагностики и гигиены, товаров для детей.
Дело в том, что в лицензионных условиях реализация лекарственных средств рецептурного отпуска разрешается только аптекам и аптечным пунктам. В киосках же эта номенклатура просто не должна присутствовать согласно приказу Министерства здравоохранения РФ. Поэтому если аптечный киоск будет поддерживать только тот ассортимент, который разрешен к реализации - он, конечно, будет малоэффективен. Скорее всего, он превратится просто в магазин парафармацевтической продукции. Восприятие потребителем аптеки достаточно консервативно. Это место, где за прилавком стоит фармацевт и на вопрос "есть ли у вас что-то от кашля?" перечисляет все, что есть на эту тему. Введение новых моделей не всегда может адекватно восприниматься потребителем. Даже успешный опыт зарубежных коллег не гарантирует, что это приживется на местной почве. Так, некоторые аналитики называли среди причин возникших финансовых проблем несколько лет назад в одной из аптечных сетей внедрение так называемой американской модели, когда продаются преимущественно витамины и биодобавки.
Как быстро можно открыть новую аптеку? По большому счету аптеку можно открыть за месяц: найти помещение, сделать ремонт, подобрать персонал. Но после этого начинается один из самых длительных процессов - получение лицензии. Так областная лицензионная комиссия рассматривает вопрос о лицензиях раз в две недели, а московская - раз в месяц. В случае если все в порядке, после московской лицензионной комиссии настает очередь федеральной. На вынесение решения у нее уходит еще две недели. Через неделю создатели аптеки получают уведомление и только после этого лицензию. Плюс к этому не за один день делаются заключения пожарников и СЭС. Поэтому в итоге на полное создание аптеки под ключ уходит примерно два месяца, а у не профессионала может уйти на это до полугода, а то и больше.
Лучшее расположение аптеки - вблизи скопления людей. Безусловно, одним из важнейших факторов нормальной работы розничной точки является ее месторасположение. Ведь от него зависит трафик, то есть проходимость клиентов через вашу аптеку. Следовательно, на первый план для удачного месторасположения выходят такие факторы, как близко расположенная станция метро, автобусная ос-тановка, магистраль. Если рядом расположены торговые центры, магазины и прочие места скопления людей - это только увеличит посещаемость вашей аптеки. Успех аптечного бизнеса на 50 процентов зависит от места расположения аптеки, на 30 - от персонала, который умеет работать и общаться с людьми, 10 - от конкурента, находящегося рядом, плюс рекламная политика и цены - это уже профессионализм заведующей.
Сплоченный коллектив. Создайте хорошую атмосферу в коллективе, чтобы человеку было приятно приходить на свое рабочее место. Нельзя добиться хороших продаж, не имея в торговой точке сплоченного коллектива. Потому что все, начиная с директора и заканчивая уборщицей, должны работать на одну цель. Здесь очень многое зависит от руководителя, именно он задает тон. Хорошие кадры - это один из важнейших факторов успеха. Но высококвалифицированный специалист и стоить должен соответственно. На сегодняшний день в Москве зарплаты провизоров по отношению к 2001 году выросли в среднем на 80%. Работа в аптеках требует специального образования. В связи с расширением, например, сети аптек потребность в специалистах при планах открыть до конца года более 20 аптек исчисляется цифрой 300. Провизоры и фармацевты, по словам вла-дельцев аптек, нынче в дефиците. Проблема усугубляется на фоне стремительного старения персонала.
Расширяйте ассортимент. Предложите клиентам богатый ассортимент товаров. Должны быть представлены как новейшие зарубежные разработки, так и старые добрые отечественные препараты - спрос на отечественные медикаменты и парафармацевтическую продукцию остается довольно высоким. Они дешевле своих зарубежных аналогов, кроме того, люди просто привыкли к ним. Например, "Ношпу", которая уже устарела во всем мире, люди до сих пор помнят и спрашивают в аптеках. В первую очередь, вы должны ориентироваться на спрос, чтобы любой человек, зашедший к вам в аптеку, остался удовлетворен. Кроме того, наряду с лекарственными препаратами, можно ввести в продажу предметы парафармацевтической продукции, такие как средства по уходу за кожей, травяные чаи, соки, детское питание, подгузники, минеральная вода и так далее.
Компьютерные программы и что еще необходимо для хорошей аптеки. Есть необходимый минимум, без которого аптека просто не получит лицензии: соответствующая мебель, холодильное оборудование, зарегистрированная касса, компьютер и программное обеспечение. К тому же было бы неплохо, если в аптеке будет работать кондиционер и другие дополнительные удобства для работников и покупателей. Без современных компьютерных программ эффективная работа не только аптеки, но и любой торговой точки практически невозможна. Имея хорошую компьютерную программу, можно отслеживать заказ и оборачиваемость товаров, высвобождение денежных средств для закупки новых товаров и многое другое. Поэтому обязательно оптимизируйте работу вашей аптеки с помощью компьютерных программ.
Цена вопроса. Стоимость аптеки, в первую очередь, зависит от арендной ставки за помещение, другая ее составляющая - 20 процентов от стоимости оборудования. Арендная ставка, в свою очередь, находится в прямой зависимости от района, в котором будет располагаться новая аптека. Правда, и конкуренция на этой "плодородной" земле немаленькая. Но в центре хорошее помещение найти крайне сложно. Часто используется обязательное условие при создании аптеки - минимум трехлетний договор аренды и обязательно прямая аренда у собственника. А в центре обычно возникают какие-то проблемы. При открытии аптеки заключается договор аренды в среднем на пять лет, потому что оку-паемость вложений в этот бизнес - 2-3 года. При хорошем положении дел, может окупиться и за год, но в среднем 2,5 года. Анализируя все расходы (арендную ставку, зарплату персонала, коммунальные платежи, заказ товара и другие расходы), приходим к выводу, что для того, чтобы аптека окупалась, она должна продавать товар на 8-15 тысяч рублей в день. Если она продает больше, то получает прибыль. Оборот в месяц должен примерно выходить на 200-300 тысяч рублей. Тогда можно говорить об успешности бизнеса.
Экономика аптеки. Инвестиционные затраты на создание аптеки включают: За что платим Сколько платим Арендные платежи на период создания (2 месяца) 20000-50000 Ремонт помещения 0-50000 Торговое оборудование 100000 Холодильное оборудование 15000 Кассовое оборудование 15000 Программное обеспечение 20000 Дополнительное оборудование 30000 Разрешительная документация и оформление лицензии на осуществление фармацевтической деятельности 5500 Наружные вывески 1500-3000 Прочие расходы 1500-3000 Итого по минимуму около 200000 рублей. Дальнейшее понижение расходов приведет к снижению планки в обслуживании, что не желательно.
Источник: http://73ru.ru
|