Пять сил Портера для проведения стратегической сессии
Пять сил — инструмент, разработанный Майклой Портером. Это простой, но мощный инструмент для понимания ситуации, в которой находится предприятия. Данный инструмент полезен, потому что помогает понять силу текущей конкурентной позиции, и ее прочность. С четким пониманием того, где находится предприятие, вы можете воспользоваться сильной ситуацией, улучшить слабую ситуацию, и избегать неправильных шагов. Это делает его важной частью вашего инструментария для стратегических сессий.
Понимание инструмента
Анализ предполагает, что есть пять важных силы, определяющих конкурентоспособность в бизнес-ситуации. К ним относятся:
Мощность поставщика: Здесь вы оцениваете, насколько легко для поставщиков повышать цены. Это зависит от количества поставщиков каждого товара, уникальность продукта или услуги, его силы и контроля над вами, стоимость перехода от одного к другому, и так далее. Чем меньше выбор поставщиков у вас, и чем больше вы нуждаетесь в их помощи, тем мощнее ваши поставщики.
Мощь покупателя: Спросите себя, насколько легко снизить цену для покупателей. Опять же, это зависит от количества покупателей, важность каждого отдельного для вашего бизнеса, стоимость их переключения с вашей продукции и услуг на конкурентов и так далее. Если вы имеете дело с несколькими, мощными покупателями, то они часто в состоянии диктовать свои условия вам.
Конкуренция: Здесь важно количество и возможности ваших конкурентов. Если у вас есть много конкурентов, и они предлагают одинаково привлекательные продукты и услуги, то вы, скорее всего, обладаете малым количеством энергии в ситуации, потому что поставщики и покупатели пойдут в другое места, если они не получают хорошую сделку от вас. С другой стороны, если никто другой не может сделать то, что вы делаете, то вы обладаете огромной силой. Также сильной стороной является использование современных методик управления предприятием, например, Лин или ТОС.
Угроза продукта-заменителя: Это зависит от способности ваших клиентов найти другой способ делать то, что вы делаете - например, если вы поставляете уникальный программный продукт, автоматизирующий важный процесс, люди могут заменить его, делая процесс вручную или с помощью аутсорсинга. Если замена происходит легко и вполне жизнеспособна, то это ослабляет вашу силу.
Угроза новых конкурентов: Мощность также зависит от способности людей войти на ваш рынок. Если вход стоит немного времени и денег, то новые конкуренты могут быстро ввести свой товар на рынок и ослабить вашу позицию. Если у вас есть прочные и долговечные барьеры для входа, то вы можете сохранить выгодное положение, но не надо забывать о постоянном повышении эффективности производства (подробнее).
|