В прошлом я уже писал (http://www.moneyblog.ru/archives/480) о том, что распоряжаться деньгами детей надо учить с самого раннего возраста и естественно такую практику я воплощаю и в своей семье. У каждого из моих малышей есть три копилки: благотворительная, сберегательная и та, средства из которой можно тратить на свое усмотрение в любое время. Но понимание механизма деления дохода совсем не означает, что дети знают, как управлять накопленными средствами. Мы с женой стараемся, чтобы из банальных ежедневных событий дети выносили полезные уроки в управлении бюджетом, а также пытаемся показать своим малышам, что смысл жизни не в деньгах, но они являются неотъемлемой ее частью. Вот несколько примеров обучения детей финансовым премудростям, в ходе которых это процесс не превращается в занудное объяснение истин (таковое ими восприниматься уж точно не будет):
Я обращаю внимание малышей на цены товаров в магазине. Дети любят рассматривать ценники, особенно те, что оформлены ярко и красочно. Но одно дело рассматривать красивую картинку, а другое находить требуемые товары и уточнять цену на них. Чем дети и занимаются. Я довожу к их сведению те товары и продукты, которые занесены в список покупок и мы все вместе пытаемся по ценникам найти наиболее выгодное предложение. Во время этого процесса дети имеют возможность сравнивать цены примерно одинаковых товаров, но разных торговых марок и видеть, что деньгами стоит распоряжаться разумно и не стремиться покупать самое дорогое.
Я всегда называю детям цену товаров, которые им понравились. Во время походов по магазинам, если детям приглянулась какая-то игрушка, мы обязательно остановимся рядом, и я объясню, сколько она стоит. Тогда парни смогут сопоставить свои финансовые возможности, задаться целью и определиться в своих дальнейших действиях. Например, отложить все деньги, которые подарят на день рождения для приобретения вон той машинки на радиоуправлении.
Я играю с детьми в настольные игры, в которых производятся операции с деньгами. Например, монополия. Данная игра дает детям возможность лично поучаствовать в ведении бизнеса, покупке и продаже, в управлении «серьезными деньгами» и не важно, что это все «понарошку». Малыши стараются планировать, просчитывать свои шаги, разрабатывать стратегию. В общем, получается отличное упражнение для ума и хороший способ привлечь внимание маленьких членов семьи к вопросам управления личными средствами.
Мы не скрываем от детей семейных «взрослых» операций с деньгами. Дети знают, что ежемесячно в один и тот же день родители оплачивают счета за коммунальные услуги и имеют представление о запланированных будущих покупках. Все вместе мы делаем пожертвования в церковь и благотворительные организации. Также они знают, с каких доходов мы живем (суммы таковых уточнять не стоит), ведь малыши должны понимать, что семья содержится и живет не просто так, а за счет зарабатываемых родителями средств.
Источник: http://notmadeofmoney.com/
|