"ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 04.12.2006 N 200-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 04.12.2006 N 201-ФЗ "О ВВЕДЕНИИ
В ДЕЙСТВИЕ ЛЕСНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1 января 2007 года вводится в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации.
Документ регулирует имущественные и договорные отношения в сфере лесопользования, определяет классификацию лесов и способы управления ими.
Следует сразу же обратить внимание на то, что до истечения срока действия лесорубочного билета и (или) лесного билета договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации.
Классификация лесов
Кодекс вводит иную классификацию лесов - в зависимости от их целевого назначения. Леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ст. 102 и 12 Кодекса).
Статьей 8 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) установлено соответствие лесов первой группы и категории защитности лесов первой группы защитным лесам и категориям защитных лесов.
Статья 14 Кодекса запрещает создание в защитных лесах лесоперерабатывающей инфраструктуры (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое).
В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 Кодекса).
В свою очередь защитные леса подразделяются на: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; 4) ценные леса (ст. 102 Кодекса).
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (ст. 108 и 12 Кодекса).
К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам (ст. 109 Кодекса).
Статья 23 Кодекса признает основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов лесничества и лесопарки.
В соответствии со статьей 11 Вводного закона до 1 января 2008 года лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством. При этом Правительству РФ поручено до 1 февраля 2007 года обеспечить переход права собственности Российской Федерации на лесхозы к субъектам Российской Федерации.
Право собственности и иные вещные права на лесные участки, древесину и иные лесные ресурсы
Согласно статье 3 Вводного закона и статье 8 Кодекса земли лесного фонда, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 Кодекса).
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться юридическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование, а гражданам - в аренду и безвозмездное срочное пользование (ст. 71 Кодекса).
Новый Кодекс не предусматривает использование лесных ресурсов на основании договора концессии.
В зависимости от целей, в которых осуществляется использование лесов, право собственности на древесину может принадлежать государству либо гражданам и юридическим лицам.
Так, право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит Российской Федерации, если данное использование осуществляется в целях геологического изучения недр, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений, линейных объектов, а также для переработки древесины (ч. 2 ст. 20 Кодекса).
Граждане и юридические лица приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы, если используют леса в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, и тому подобных целях (ч. 1 ст. 20 и ст. 25 Кодекса). Право собственности в данном случае приобретается в соответствии с гражданским законодательством.
Предоставление лесных участков юридическим лицам и гражданам на основании договора аренды
Универсальным инструментом коммерческого использования лесов по новому Кодексу является договор аренды.
На основании указанного договора может осуществляться заготовка древесины (ст. 29), живицы (ст. 31), недревесных лесных ресурсов (ст. 32), пищевых ресурсов и лекарственных растений (ст. 34), ведение охотничьего хозяйства (ст. 36) и т.п.
Объект договора аренды - лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (ст. 72 Кодекса). Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ государственный кадастровый учет - описание и индивидуализация земельных участков в Едином государственном реестре земель. В результате такого учета каждый земельный участок получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку.
В соответствии со статьей 72 и 74 Кодекса срок договора аренды и способ его заключения зависит от тех целей, в которых данный договор заключается.
Договор аренды лесного участка может заключаться на срок от 1 года до 49 лет, если его целью является выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (ст. 43), строительству и эксплуатации искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44) и линейных объектов (ст. 45). В перечисленных случаях, а также при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договоры аренды заключаются без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 Кодекса).
В иных случаях договоры аренды должны заключаться на срок от 10 до 49 лет, и что самое важное - по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (ч. 1 ст. 74 Кодекса).
Ранее договоры аренды заключались на срок от 1 года до 99 лет независимо от видов лесопользования (ст. 31 Лесного кодекса 1997 года).
Конкретный срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (ст. 72 Кодекса). Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка (ст. 87 Кодекса). Как следует из статьи 14 Вводного закона, до утверждения лесохозяйственных регламентов использование, охрана, защита, воспроизводство лесов будет осуществляться на основании лесоустроительной документации в непротиворечащей Кодексу части.
Арендная плата по договору рассчитывается исходя из ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Данные ставки устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 73 Кодекса).
В случае заготовки древесины без предоставления лесного участка в аренду данная деятельность осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений (ч. 1 и 8 ст. 29 Кодекса).
Купля-продажа лесных насаждений
В соответствии со статьей 75 Кодекса по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В данном договоре должно быть указано местоположение лесных насаждений (лесной квартал, лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать 1 год.
Плата по договору купли-продажи лесных насаждений определяется исходя из ставок платы за единицу объема древесины, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 76 Кодекса).
По общему правилу статьи 77 Кодекса договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Исключение составляют случаи продажи лесных насаждений, связанные с реализацией мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ст. 19), а также с заготовкой гражданами древесины для собственных нужд (ст. 30).
Статья 16 Кодекса ограничивает рубку отдельных видов лесных насаждений в целях заготовки древесины.
|