Форум — это площадка для тематического общения многих пользователей. Форум подразумевает высокую информативность сообщений и достаточно высокую распределённость диалогов во времени.
Форумы служат в качестве источников информации (например, о на тематические форумы часто обращаются за советами и уточнениями), в качестве средств общения сообщества (в этом случае форум выступает в роли своеобразной соцсети), а также в качестве досок объявлений.
Развитый форум даёт следующую практическую пользу:
Вокруг вашего сайта формируется сообщество. С одной стороны, его формируют постоянные пользователи, а с другой — именно форум удерживает многих пользователей и превращает их в постоянных.
Форум служит источником поискового трафика: ведь он очень часто обновляется, содержит уникальный контент и позволяет легко оптимизировать страницы под низкочастотные запросы.
Актуальные темы на форуме обрастают естественными ссылками с других ресурсов, что важно для SEO.
Несмотря на столь высокий эффект от форума, только около 3% проектов можно отнести к категории удачных. Почему так происходит? Дело в том, что для поддержания общения требуется соблюдение массы условий — и невыполнение даже одного из них мгновенно приводит к плачевным результатам.
Основные ошибки вебмастеров:
«Высокий старт» сразу со множества разделов. Пользователь должен чётко понимать, куда пишет и, пока форум не развит, иметь возможность за несколько минут просмотреть его весь. Чем больше разделов — тем сложнее решиться писать.
Темы от администратора. Если большая часть тем в форуме от администратора, то пользователи просто не будут туда писать. Не стремитесь создавать общение самостоятельно и не стремитесь лично отвечать на каждый вопрос.
Слишком жесткая или слишком мягкая модерация: в первом случае нет свободы мнений, а во втором случае форум становится зоной боевых действий, где попросту опасно появляться.
Отсутствие связи с сайтом: необходимо продумывать точки перехода от основного сайта в форум, и, по возможности, сразу же давать доступ к написанию сообщений. К примеру, хорошей идеей будет не размещение обычной формы комментария к товарам, а поля для отправки комментария прямо в ветку форума с обсуждением.
Переполнение форума рекламой: как рекламные посты, так медийная и контекстная реклама отталкивают пользователей. Хуже всего действия спамеров, воспринимающих ваш ресурс как площадку для своих ссылок: все агрессивно-рекламные сообщения должны мгновенно удаляться.
Отсутствие форкусировки на целевой аудитории: людям нравится общаться с подобными и делиться интересной информацией. Если вы насильственно пытаетесь навязать те или иные шаблоны поведения сформировавшейся группе, вас, скорее всего, не поймут.
Неудобный интерфейс и сложная регистрация. Хорошо, если пользователь способен мгновенно среагировать на интересующий его вопрос и сразу же оставить сообщение. Плохо, если для этого ему понадобится пять минут для заполнения анкеты и активации учётной записи.
Троллинг: активизация действий пользователей, направленных на шутки и достаточно жесткие розыгрыши участников сообщества, а также написание массы провокационных и неинформативных постов. Провокации как таковые могут быть полезны для активизации бесед, но неумеренное их использование быстро ведёт к снижению популярности форума.
Флейм: форум порождает споры, и это хорошо. Плохо, когда обсуждение переходит на личности и перерастает в поток оскорблений.
Активность одного пользователя. Даже если форум лично ваш и о вас (например, обсуждение ваших работ), не имеет смысла наращивать активность. Доля ваших сообщений должна быть около 3-6%, но не выше — иначе вы начнёте отталкивать пользователей, ищущих именно свободного общения.
Нецелевое использование личной информации. Если вы используете ICQ-номер члена сообщества для личного знакомства — это хорошо. Если вы делаете массовую рекламную рассылку по пользователям — это плохо.
Снижение скорости доступа. Убедитесь, что ваш хостинг поддерживает быстрое обращение к базе данных в пиковые моменты, а также следите за тем, чтобы страницы «весили» не очень много. Люди читают популярные форумы с мобильных устройств, а потому лишние килобайты могут стать фатальными. Помните и о коммутируемых линиях, всё ещё часто встречающихся в регионах.
Сложные пути: любая операция на форуме должна решаться в три клика. Если, к примеру, для отправки личного сообщения пользователю нужно посетить пять страниц (тема — список пользователей — поиск — профиль — функции — отправка), то это недостаток дизайна, который сразу же снизит эффективность работы форума.
Under construction. Пользователь, заходя на форум, должен видеть полностью готовую и успешную площадку. Если верхняя тема — это ваше обещание добавить функционал (например, поиск) через пару недель, то складывается ощущение, что сайт ещё дорабатывается.
Первые шаги
Самые частые вопросы возникают на стартовом этапе раскрутки форума: пользователей мало или совсем нет, а начинать с чего-то нужно.
Повторимся, не создавайте сразу много веток.
Начните с того, что позовите друзей и разошлите приглашения интересующимся тематикой людям.
Разместите несколько актуальных тем: лучше всего начинать с FAQ (списка часто задаваемых вопросов).
Используйте провокации, чтобы пользователи просто не могли пройти мимо темы. Не переборщите.
Когда появится первая информация, рассылайте приглашения дальше. Для этих целей хорошо использовать тематические блоги, социальные сети и другие SMO-ресурсы.
Назначайте модераторов из числа лояльных пользователей, делегируйте свои полномочия.
Не бойтесь ошибок: будьте гибки и постоянно отслеживайте изменения в составе пользователей, отвечайте их потребностям.
Из рассылки "Нюансы рекламы: фишки, советы, примеры, юмор", выпуск от 2009-06-05
Корреспондент газеты спрашивает у гаишника:
- Скажите, товарищ старшина, а почему у вас палочка с белыми и черными полосками?
- Ну так не всегда же у водителей бывают деньги!!!