Сегодня вы ознакомитесь с тем, как повысить прибыль с помощью Интернета? Как создать в Сети виртуальное представительство своей фирмы и добиться, чтобы оно работало эффективно?
Все сайты, работающие на бизнес, можно условно разделить на три основные категории в зависимости от формата и "продолжительности жизни".
Первая – промо-ресурсы, создание которых приурочено к отдельным промоушн-акциям или выводу на рынок нового продукта. За короткое время такие сайты способны помочь владельцу найти новых клиентов и "оживить" старые контакты. Их создание, как правило, не вызывает сложностей, ведь основная цель – показать товар лицом с помощью минимального количества электронных страниц. Основное место на таких сайтах обычно отведено описанию новых товаров, услуг, а также разным играм и лотереям, победителям которых предлагаются вещи с логотипами фирмы и купоны на приобретение ее продукции со скидками. При этом организаторы акции, понятное дело, внакладе не остаются. Во-первых, через игру посетители сайта знакомятся с товарами компании, а во-вторых, рассказывают о себе, заполняя регистрационные формы. Это может пригодиться и для статистики, и для маркетологов. Например, по окончании промо-компании клиентам можно будет разослать электронные письма с благодарностью и еще раз напомнить о своей продукции.
Вторая категория – корпоративные сайты. Это гораздо более сложные по структуре ресурсы, чем промо-сайты. Но нацелены они на решение той же задачи, только на длительном отрезке времени. Главное – привлечь новых клиентов и сформировать устойчивые каналы общения с целевой аудиторией. Корпоративный сайт – своего рода информационная витрина компании. Поэтому его структуру необходимо разрабатывать, учитывая нужды всех ее подразделений – служб маркетинга, рекламы и PR, отдела кадров, департамента развития бизнеса и т. д. Только тогда отдача будет максимальной.
Третья категория – интернет-порталы (они же контент-проекты). Как правило, это более масштабные и универсальные ресурсы по сравнению с сайтами отдельных фирм. Например, компания, занимающаяся продажей фототехники, может создать портал, на котором посетители обмениваются фотографиями, создают собственные галереи и общаются в форуме. А сами авторы проекта размещают на портале рекламу, статьи, отслеживают интересы целевой аудитории и как бы исподволь формируют спрос на свою продукцию. Такая информация, поданная инкогнито, воспринимается аудиторией с большим доверием, чем рекламные тексты от лица самой компании. В результате она получает очень тонкий PR-инструмент.
В последнее время все более востребованным становится еще один тип сайтов – личный web-ресурс руководителя, который обычно создается в дополнение к корпоративному сайту. Разместив адрес собственного сайта на визитной карточке, бизнесмен получает дополнительную возможность наладить деловые контакты. Такой ресурс – идеальная площадка для личного PR. Ведь одно дело, когда партнеры и клиенты общаются с абстрактным Иваном Ивановичем, и совсем другое, когда известно, что Иван Иванович в свое время служил во флоте, окончил физтех, обожает охоту и рыбалку – короче, "живой человек", на которого можно положиться.
Кто от этого выиграет.
Практика показывает, что сайты обычно делают ради двух целей – увеличения объема продаж и создания благоприятного имиджа компании. Как добиться первой цели, интуитивно ясно: интернет-сайт – дополнительная рекламная площадка для продукта. Улучшение имиджа – задача куда более деликатная. Результаты этой работы проявляются не сразу, но зато они гораздо более важны в долгосрочной перспективе.
Начинать работу над интернет-сайтом лучше всего с мозгового штурма, участвовать в котором должны представители всех отделов компании и ее руководства. Задача "штурмовиков" – придумать концепцию будущего интернет-ресурса, войдя на время в роль потенциальных клиентов. Каждый должен сказать, чего он ждет от сайта, каким его видит, чем сайт может помочь в решении его профессиональных задач.
Вообще, грамотно построенный интернет-ресурс будет выгоден всем без исключения подразделениям компании.
Специалисты отдела маркетинга получат возможность публиковать на сайте аналитическую информацию, интересные статьи и рекомендации экспертов, проводить опросы общественного мнения. А клиентам маркетологи смогут предоставить удобные сервисы с описанием механизма выбора нужного товара и онлайн калькулятором.
У работников отдела продаж появится инструмент, позволяющий представить в Интернете каталог продукции с описанием ее характеристик и формой для заказа. Здесь же, на сайте, можно переписываться с клиентами.
Сотрудники PR-отдела смогут выкладывать в Сети пресс-релизы для журналистов, публиковать благожелательные отзывы о работе фирмы, вести архив, публиковать новости компании и поддерживать сервис, позволяющий рассылать их клиентам.
Отдел рекламы может выложить на сайте объемные логотипы, рекламные баннеры и модули и предложить скачивать их отсюда СМИ, где рекламируется компания. Это намного быстрее и дешевле, чем передавать их по электронной почте. Департамент развития бизнеса может открыть специальный раздел, доступный только партнерам компании. И в нем будет размещаться информация о финансовых показателях предприятия.
И, наконец, для отдела кадров хорошим подспорьем будет колонка, посвященная вакансиям, кадровым перестановкам и поощрению лучших работников.
Выявив все эти преимущества и перспективы, важно их зафиксировать. Результатом мозгового штурма должен стать документ, суммирующий все высказывания на тему "что мы ждем от сайта". Такой документ обычно составляет представитель отдела маркетинга или PR-службы, ответственный за реализацию интернет-проекта. После утверждения документа руководством компании можно приступать к написанию технического задания (ТЗ) для разработчиков сайта.
Превращение идеи в проект.
Предварительная работа по созданию сайта, которую должна проделать компания самостоятельно, довольно объемна. Но иного пути нет. Разработчик, не понимающий специфику вашего бизнеса, может укомплектовать сайт несовместимыми с ним сервисами. В качестве примера можно привести интернет-ресурс одной российской компании, которая продает производственное оборудование. На сайте, построенном по принципу интернет-магазина, посетителю предлагается "положить станок в корзину" и сделать заказ. Совершенно очевидно, что такой инструмент работать не будет, ведь речь идет о сложном оборудовании, процесс комплектации которого требует участия специалиста. Гораздо проще и удобнее было бы включить в структуру сайта форму для запроса оборудования, в которой посетитель мог бы сообщить, что именно его интересует, и оставить свои контакты для менеджера по продажам.
В идеале, для написания технического задания следует привлечь консультанта – независимого специалиста по проектированию интернет-сайтов. Стоимость его услуг, как правило, примерно в десять раз меньше суммы затрат на создание web-ресурса. А работа с ним поможет избежать ошибок на начальном этапе. Особенно не рекомендуется экономить на консультанте тем, кто задумал сделать солидный интернет-портал или объемный сайт на сто с лишним электронных страниц. Выйдет себе дороже.
Когда ТЗ благополучно составлено, можно смело приступать к поиску компании-разработчика, которая создаст графический образ сайта и "оживит" его.
Большая ошибка – поручать разработку сайта штатному программисту. Обычно руководитель, решивший действовать подобным образом, несет огромные издержки и полностью разочаровывается в web-сайте как эффективном маркетинговом инструменте. Дело в том, что "компьютерщик" занимается им факультативно, растягивая весь процесс на 3-4 месяца. Его чаще всего совершенно не интересуют задачи, которые компания хочет решить с помощью интернет-ресурса. Штатный сотрудник может сделать хороший сайт лишь в том случае, если эта задача будет записана первой строкой в его должностной инструкции.
Типичные ошибки.
Наиболее частая ошибка, которую допускают сегодня компании при разработке собственных сайтов, – это слепое следование стандартам. Существует некий стереотип, согласно которому интернет-ресурс должен состоять из трех разделов: "О компании", "Каталог", "Контакты". От подобного сайта сложно ждать высокой отдачи, потому что он ничем не отличается от web-ресурсов конкурентов. По сути дела, это даже не сайт, а набор страниц, связанных ссылками.
Важно четко понимать, что вы хотите получить от web-ресурса, и придумать оригинальные способы достижения своих целей. Интересное решение нашла, например, компания Global Edge, занимающаяся продажей деревообрабатывающего оборудования. Изначально она создавала сайт для того, чтобы наладить обратную связь с клиентами и увеличить продажи. На нем была размещена регистрационная форма, где посетителям предлагалось рассказать о себе и оставить контактную информацию. Но заполнялась она крайне редко. Тогда было решено создать на сайте раздел со статьями экспертов. В силу информационного вакуума, в котором находилось большинство предприятий этой отрасли, предложенные материалы оказались высоко востребованными, и посетители стали активно заполнять регистрационные формы, для того чтобы получить к ним доступ. Так отдел маркетинга Global Edge впервые смог нарисовать портрет потенциальных клиентов, которые еще ни разу не обращались в эту компанию, но уже собирали информацию о ее продукции.
Кроме этого, обзвонив посетителей, зарегистрировавшихся на сайте, Global Edge смогла увеличить продажи. С каждым из них связывался секретарь, интересовавшийся для начала, не желает ли собеседник получать бесплатный отраслевой журнал, издаваемый компанией. А затем следовал еще один вопрос: "Не хотите ли вы узнать дополнительную информацию о нашем оборудовании у менеджера по продажам?". Большая часть потенциальных клиентов отвечала на этот вопрос утвердительно.
Очень важно не превратить создание сайта в рутинную работу или долгострой. Практика показывает: чтобы получить грамотный и интересный корпоративный ресурс, руководителю фирмы достаточно не более двух-трех раз в неделю выделять всего по 7 минут для встречи с менеджером, ведущим проект. Контролировать при этом следует исключительно реализацию общей концепции, сроки и смету работ. И напротив, многие оригинальные идеи превращаются в скучные и серые, как только первые лица компании начинают вникать в каждую мелочь – по несколько месяцев утверждать дизайн сайта, количество разделов и фото директора на главной странице.
На самом деле, для того чтобы получить хороший дизайн-макет, достаточно предоставить дизайнеру элементы фирменного стиля (цвета, шрифты, векторные логотипы), дать пару-тройку буклетов и минимум наставлений.
Существенно поможет в работе список ощущений, которые должен испытывать посетитель сайта. Например, ваша организация занимается продажей каминов. Значит, ваш сайт должен быть "теплым", "элитным", "солидным", "стильным", "эксклюзивным", "расслабляющим". Хороший web-дизайнер, несомненно, найдет способ переложить эти пожелания на свой профессиональный язык.
Источник: http://www.advertology.ru
|