Правительство Москвы взяло курс на оздоровление горожан. Бороться с одышкой, тахикардией, депрессией и ожирением москвичей придется малому бизнесу. На малые предприятия столицы возложена ответственная задача - развитие индустрии спортивных клубов «шаговой доступности». Цель, поставленная перед бизнесом, на деле весьма доходна и перспективна.
Шикарные фитнес-центры, огромные спортивные клубы, оснащенные десятками спортивных залов, бассейнами, элитными саунами и прочими наворотами, малым фирмам не по плечу. Другое дело - небольшие спортивные клубы «шаговой доступности». В Европе, США и Австралии их сотни. Маленький спортзал, обслуживающий исключительно жителей одного, максимум двух соседних домов, - норма для больших мегаполисов в странах с развитой экономикой. Постоянный дефицит свободного времени не является причиной для уклонения от велотренажера, беговой дорожки, танцев под ритмичную музыку, отжиманий и растяжек. В Швеции и Германии под нужды спорта сегодня переоборудуются даже небольшие магазинчики, кафе и бутики.
Старт спортивного бизнеса - это поиск подходящей под мини-клуб площади. И тут следует понять, на какой масштаб рассчитывает владелец вновь открывающегося клуба. Площадь тренажерного зала рассчитывается из того, что на одного посетителя должно быть выделено не менее 5-6 кв. м. Норма площади на каждого занимающегося в аэробном зале - 2 кв. м. Еще следует учесть туалетные комнаты, душевые, стойки для ресепшн, небольшое помещение для персонала. Как говорят специалисты, минимальный метраж спортивного клуба может варьироваться в пределах от 140 до 250 кв. м. Более точную площадь спортивного клуба выводят исходя из примерной оценки количества потенциальных клиентов.
Когда с размером клуба определились, приступаем к двум вещам одновременно: к поиску самой площади и к регистрации фирмы. Спортивный клуб «шаговой доступности» лучше открывать в густо заселенных жилых массивах, в офисных центрах и, если цена позволяет, в торговых ритейл-центрах. Прежде всего при выборе помещения смотрите на его цену - арендную плату. Максимальная аренда, даже для серьезных фитнес-клубов, - 80-90 долл. за кв. м. в месяц. Хорошо бы найти помещение не дороже 30-50 долл. Затем внимательно и тщательно осмотрите саму "покупку" - внутреннее и внешнее состояние здания.
Подписывать договор можно только на условиях долгосрочной аренды - не менее 5 лет. Оптимальный срок - 10 лет. И никаких 11-месячных договоров, которые так любят наши собственники. Они частенько предлагают арендаторам подписать договор аренды на 11 месяцев, с условием последующей пролонгации. И все для того, чтобы не регистрировать факт сдачи в аренду и договор аренды в Регистрационной палате. Менее чем за 5 лет затраты могут и не окупиться. Либо, наоборот, вы очень быстро раскрутите точку, а договор аренды не продлят, продав его более выгодным клиентам. Поэтому соглашаться на аренду можно только при долгосрочном договоре, с его последующей и обязательной регистрацией в Регистрационной палате. Никаких специальных лицензий для открытия фитнес-центра получать не нужно. Проще всего зарегистрировать индивидуальное предприятие.
Наиболее реальная смета ремонта помещения под спортивный клуб - это расходы в пределах от 500 до 700 долл. за кв. м. Стоимость тренажеров, банных кабин и т.д. в эту цену, конечно, не входит. У каждого бизнеса должна быть душа. Душа клуба - это его правильно спланированное пространство и дизайн помещения. Клуб обязан иметь свое индивидуальное лицо: яркое и молодежно-спортивное или спокойно-классическое в пастельных тонах. Поэтому планирование и дизайн помещения - один из главных первоначальных этапов бизнеса.
Оборудование для клуба берется только самое качественное и, соответственно, дорогое. Скупой платит дважды. И эта аксиома в данном случае очень актуальна. Качественное оборудование, как правило, поставляют серьезные дилеры. Они же обеспечат его полную и правильную установку, а также дальнейшее обслуживание и гарантийный ремонт. В среднем оснащение маленького клуба достойным набором разнообразного спортивного инвентаря обойдется не менее чем в 15-20 тыс. долл.
Высококлассные специалисты, конечно, предпочтут работу в крупном сетевом фитнес-клубе. Там для них есть все: и очень высокие заработки, и престижные клиенты, и возможность карьерного роста. Но это не значит, что маленький клуб не сможет найти свои кадры. Просто нужно искать среди местного населения. Всегда можно найти профессионала где-то под боком. И главным преимуществом станет минимальное расстояние от работы и до дома.
Следует понимать основную проблему жителей мегаполиса - постоянную нехватку времени. Поэтому правильнее всего развивать свой хоть и мини, но все же спортивный бизнес в комплексе. Для этого есть смысл оснастить клуб солярием, хотя бы одной банной кабиной, кабиной с массажной душевой. Неплохо иметь также под боком меленькие кабинеты для парикмахера, маникюрши, массажиста. Одна услуга будет притягивать за собой потребление и других услуг. Новинка фитнес-бизнеса - спорт-бары, в которых клиентам до или после занятий предлагаются свежий сок, кислородный или витаминизированный коктейли.
Прибыль спортивного клуба состоит из двух частей: абонентской платы (продажа клубных карт) и выручек от дополнительного сервиса. Вот тут-то и понимаешь, насколько важны дополнительные и не совсем спортивные услуги массажиста, парикмахера, мастера по маникюру и педикюру. У крупных фитнес-клубов продажа клубных карт - это фактически и есть операционная прибыль владельца. А само заведение окупается исключительно за счет дополнительного сервиса. Продажа салатов и коктейлей в баре, массаж, косметический сервис - все идет на заработную плату персонала предприятия, а также на поддержание его жизнедеятельности (аренду, мелкий ремонт, коммунальные услуги и т.д.). Для примерного планирования дохода следует, опять же примерно, вычислить, сколько клиентов будет посещать клуб. Затем умножаем стоимость клубной карты на число посетителей - и планируемый объем прибыли выведен. Именно к этой цифре и стоит стремиться.
Если в Москве уже сегодня можно приобрести годовую клубную карту за 300 долларов, то выше этой планки, по крайней мере на первых порах, пока клуб раскручивается, подниматься не стоит. 500 членов клуба - цифра вполне реальная, при объективной нехватке спортивных учреждений в Москве. Так что 150 тыс. долл. годового дохода - весьма лакомый кусок для предпринимателя. За такую выручку стоит побороться. Срок окупаемости спортивного клуба - не менее 2-3 лет.
Крупные компании позволяют себе расходовать до 5-7% всех своих доходов на рекламу уже действующих клубов и до 15-20% на вновь открывающиеся. Местный спортивный клуб может сообщить о своем открытии несколькими способами: на кабельном телевидении данного района, а также в местной газете. Небольшая заметка в местной газете - не менее 1000 долл. за один выход. Несколько минут телеэфира - 2-5 тыс. долл. Более доступные способы рекламы - раздача листовок перед входом и выходом из метро, на автобусных остановках и возле самых популярных в данном районе точек розничной торговли - крупные универсамы, торговые центры, популярные продуктовые рынки; рассылка приглашений по почте в офисы и бизнес-центры.
Еще можно организовать презентации. Например, разрешить 2-3 дня пользоваться тренажерным залом и залом аэробики бесплатно. Или провести детский праздник, любительский конкурс либо день здоровья.
Расходы спортивного клуба «шаговой доступности».
Стартовые расходы клуба площадью 250 кв. м: тренажерный зал - 70 кв. м, зал для занятий аэробикой - 60 кв. м, 5 душевых кабин, 3 туалета, мужская и женская раздевалки, солярий, банная кабина, массажный кабинет - он же для косметических, маникюрных и педикюрных процедур.
Аренда помещения за 3 мес. вперед - от 682 500 Ремонт помещения - средняя стоимость 3 125 000 Оборудование для тренажерного зала и зала аэробики - от 375 000 Стойка для ресепшн, шкафчики-сейфы для хранения вещей посетителей, стол для массажа, солярий, банная кабина, оснащение маникюрного кабинета, минимальный набор мебели для персонала (стулья, столы, кресла) (рубли) - от 475 000 Итого - 4 657 500.
Ежемесячные расходы спортивного клуба.
Персонал: 5 тренеров, 1 мастер маникюра и педикюра, 1 массажист, 3 администратора, 1 бухгалтер, 2 уборщицы - от 227 500.
Клуб работает с 8 утра и до 22.00.
Аренда - от 30 000.
Коммунальные расходы, оплата электричества - от 10 000.
Прочие расходы (ремонт оборудования, мелкие хоз. и канц. расходы) - от 20 000.
Реклама клуба - от 325 000.
Итого - 612 500.
Источник: http://www.mk.ru/
|