Конец 20 и начало 21 века в бизнесе был ознаменован появлением многообразных толкований и определениями миссии и видения организации. Почему это произошло? Количественные изменения перестали влиять на производительность и переросли в качественные. Определяющим фактором успеха организации стали люди, специалисты, именно они представляют компанию, формируют ее имидж и в конечном счете повышают ее рыночную стоимость. В конечном итоге именно эти составляющие заставляют работать имидж компании на ее владельцев, а не наоборот. Поэтому ведущие мировые корпорации тратят огромные суммы на казалось бы бессмысленные процессы - сказать потребителям, ради чего их корпорация существует. И чем проще миссия, тем легче она ассоциируется в умах людей с самой компанией. Обратите внимание, насколько рекламные ролики финансовых организаций стали ближе и доступнее.
Видение – вторая составляющая успеха организации - своего рода гарант того, что эта компания пришла надолго и всерьез особенно актуальная задача для российских компаний, как для внутрикорпоративного влияния, так и для общественного сознания. Понятие мисси, видения, корпоративной культуры были сильно размыты за последнее время в основном из-за непрофессионального использования их возможностей. Однако это – необходимые атрибуты перехода от линейного мышления к системному подходу управления и развития организации.
Системное мышление и системное управление нисколько не являются модными бизнес-течениями — они стали необходимым атрибутом, который может помочь современным руководителям удержать на плаву их компании и хоть как-то ориентироваться в переменах на пути к поставленным целям. Растущая цивилизованность российского рынка и его интеграция с западным подсказывают, что сегодня инвесторы и потребители гораздо больше доверяют стабильным и нацеленным на долгое существование компаниям. И именно формирование всего комплекса управления нематериальными активами компании вокруг Миссии и Видения для внешних проявлений и корпоративной культуры для внутренних позволяет продемонстрировать это.
Видение – это тенденции развития большей системы, в которой вы являетесь элементом. Определение Видения позволяет вашей компании как элементу системы предвидеть ее возможные изменения для нахождения себе адекватного места в ее новом состоянии, то есть выжить и остаться актуальными после произошедших перемен.
Миссия в общем понимании – это "конечная" цель создания и существования организации, иначе говоря, ее предназначение.
Корпоративная культура формирует среду обитания для сотрудников компании. И среда эта может быть разной: доброжелательной, уважительной, развивающей, активизирующей, свободной, угнетающей, ущемляющей, стрессовой, недоброжелательной, лицемерной и т.д. Самое важное в понимании корпоративной культуры – ее не может не быть! Либо ее формируют и развивают сознательно, либо она формируется стихийно и подчиняет себе людей. Корпоративная культура предназначена для трансляции миссии и ценностей компании на ее сотрудников.
Квадрат влияния – универсальный инструмент управления, создания имиджевой составляющей и корпоративной культуры. Грамотное выстраивание всех четырех составляющих позволяет решить множество задач на пересечении осей, например:
• Выстраивание корпоративной культуры
• Трансляция харизмы руководителя
• Поддержка статуса владельца компании
• Нематериальная мотивация - как позитивная, так и негативная
• Повышение лояльности персонала владельцу и фирме в целом
• Внешняя PR-составляющая, имидж фирмы
• Конкурентное преимущество бренда
МИФЫ
|
АРТЕФАКТЫ
|
РИТУАЛЫ
|
СИМВОЛЫ
|
Мифы – яркие истории о первом успехе, преодолении трудностей, может быть, курьезные случаи, поддерживающие идею, которую владелец хочет донести до сотрудников, имеющие пересечения с его харизматическим образом. Разрабатываются на основании конкретных фактов биографии.
Ритуалы – процессы, процедуры или определенный порядок действий, который неявно, но стабильно одинаково влияет на восприятие людей, с данными ритуалами сталкивающихся. Ритуалом можно считать практически любое ежедневное действие, связанное с владельцем или первыми лицами, а так же начальниками отделов: прибытие в офис, на фабрику, рабочие совещания, процедура аудиенции, общение с секретарем и тд. Любопытен как анализ уже сложившихся ритуалов, так и создание новых, эффективных привычек.
Артефакты – предметы, поддерживающие миф или служащие вещественным доказательством (пример- бревно с ленинского субботника, перо, которым творил Пушкин, ручка, которой был подписан первый контракт и т.д.)
Символы – предметы в настоящем олицетворяющие ценности владельца- ценность времени - настенные часы при входе, в каждом помещении; элитарность, избранность - особая форма для охраны и среди прочего- перчатки.
Созданный квадрат влияния организации в дальнейшем является самоподдерживающим инструментом корпоративной культуры, функционирующим долгие годы. Именно поэтому крайне важен высокий уровень квалификации профессионалов, разрабатывающих и внедряющих столь эффективный инструмент управления нематериальными активами организации.
Статья опубликована по просьбе: Кирилл Румянцев ([email protected])
Автор: Автор: Институт НЛП http://www.institutnlp.ru/
|